Free CSS Button by Css3Menu.com

 
 
  Midships.ru - Разделы
 
  Морские новости
  Морской каталог
 
  Судоходство
Крюинг
Международные организации
Катера и яхты
Услуги и производство
Справочники и каталоги
   
  Морской справочник
 
  Теория судна
  Типы судов
  Морские узлы
Порты мира
Проливы и каналы
  Такелажное оборудование
  Тара и упаковка грузов
  Опасные грузы
  Флаги МСС
  Характеристики грузов
  Документы
 
  МАРПОЛ
  МППСС-72
  ПДНВ (STCW)
  СОЛАС
  Статьи и обзоры
 
 
  Морская терминология
Е
Ё
Й
Щ
 
Электронный морской словарь-справочник

Морской словарь-справочник Англо-русский
Русско-английский

Скачать бесплатно


 
 
 
  Морской терминологический справочник  
 
 

Клипер

 

Клипер (от анг. clipper) 1. Быстроходное морское парусное судно (имеет 3-4 мачты), предназначенное для перевозки ценных грузов (чая, пряностей и др.) и пассажиров, распространенное в XIX в. Имело острые обводы, наклонный форштевень, большой кормовой подзор, V-образные шпагоуты и сильно развитую парусность; водоизмещение составляло в среднем 1000 - 2000 т, максимальная скорость порядка 18-20 узлов. Клиперы вооружались, как правило, полной корабельной парусной оснасткой. Первый корабль этого типа "Рейнбоу" был построен в 1845 году американским конструктором Д. Гриффитом. Наиболее удачными были американские клиперы, построенные Д. Мак-Кеем ("Flying Cloud", Flying Fish", "Champion of the Seas" и др.).


Картина художника Antonio Jacobsen
"The American clipper ship Flying Cloud at sea under full sail"

В отличие от американских, которые строились целиком деревянными, английские клиперы имели чаще всего композитную (железный набор и деревянная обшивка) конструкцию корпуса, значительно меньшую седловатость палубы, более низкий надводный борт и меньшую ширину; среднее отношение L/B у американских клиперов составляло около 5, а у английских - около 5,8. За счет большей относительной ширины американские несли большое количество парусов, могли ходить круче к ветру и при свежих ветрах развивать большую скорость по сравнению с английскими. Рекорд скорости парусных транспортных судов принадлежит кораблю постройки Д. Мак-Кея "Соврин оф де Сиз", у которого на переходе из Нью-Йорка в Ливерпуль была зарегистрирована скорость 22 узла. Предшественниками клиперов считают так называемые балтиморские - небольшие (водоизмещением 100-200 т) суда с острым наклонным форштевнем и парусным вооружением шхуны, предназначенные первоначально для каботажных перевозок, а в последствии использовавшиеся ВМФ США, работорговцами, а также контрабандистами для перевозки опиума (опиумные клипера).

Термин "клипер" впервые был введен применительно к этим судам, т.к. они "срезали" время плавания, т.е. обгоняли суда других типов. Использовались в основном для доставки чая из Китая, а также (после того как в середине XIX века в Калифорнии открыли золото) для перевозки золотоискателей с вост. побережья США на западное. После открытия в 1869 г. Суэцкого канала и постройки в США трансконтинентальной железной дороги клиперы потеряли свое значение. Некоторое время они еще использовались, но довольно скоро были полностью вытеснены пароходами.

2. Парусный или парусно-паровой (винтовой) быстроходный военный корабль XIX века, применявшийся для дозорной, разведывательной, посыльной служб. Водоизмещение 600-1500 т, скорость 13-15 узлов. Артиллерийское вооружение 10-24 орудий, расположенных на верхней палубе. В русском ВМФ имели до 16 орудий, строились с одним гребным винтом и использовались также для дальних походов.

3. Рыболовное судно США первой половины XX века. Различают тресковые клиперы - 2-х мачтовые шхуны со вспомогательным двигателем и тунцеловные - чисто моторные суда.

 

 
 
 
[<<назад]

 
 
 
 
Модели кораблей купить, масштабные модели судов
 
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
   

Powered by Fairway Solutions 2007-2018.

MIDSHIPS.ru - МОРСКОЙ КАТАЛОГ-СПРАВОЧНИК. Все права защищены. При перепечатке материалов активная ссылка на каталог обязательна.