css3menu.com

Free CSS Button by Css3Menu.com

 
Untitled Document
 
  Midships.ru - Разделы
 
  Морские новости
  Морской каталог
 
  Судоходство
Крюинг
Международные организации
Катера и яхты
Услуги и производство
Справочники и каталоги
  Морской справочник
 
  Теория судна
  Типы судов
  Морские узлы
Порты мира
Проливы и каналы
  Такелажное оборудование
  Тара и упаковка грузов
  Опасные грузы
  Флаги МСС
  Характеристики грузов
  Документы
 
  МАРПОЛ
  МППСС-72
  ПДНВ (STCW)
  СОЛАС
  Статьи и обзоры
   
  Морская терминология
Е
Ё
Й
Щ
 
Электронный морской словарь-справочник

Морской словарь-справочник Англо-русский
Русско-английский

Скачать бесплатно


 
 
 
     
[Статьи и обзоры]
 
"Глобальные морские перевозки и их кадровое обеспечение". Доклад профессора Миюсова М.В. ректора Одесской национальной морской академии
18.11.2011
 
 

Продолжение

Система подготовки, дипломирования и трудоустройства моряков в Украине

После обретения  в 1991 году Украиной независимости на протяжении последних 20 лет национальный флот неуклонно сокращался. Украинские моряки вынуждены были искать работу на мировом рынке труда. Высокая квалификация, хорошее образование и морские традиции позволили украинским морякам, прежде всего офицерам, занять достойное место не только среди европейских стран, но и на мировом рынке в целом.

Из табл. 1.3 видно, что рост численности украинских морских офицеров на мировом рынке труда начался с 2000 года и составил за 10 лет  153 % (в 2,5 раза). Отметим, что общее количество офицерского состава в мире за период с 1995 до 2010 года увеличилось только на 34 % (см. разд. 1.1.5). Эти цифры убедительно свидетельствуют о конкурентоспособности украинских моряков и наращивании объемов подготовки командного состава морскими учебными заведениями Украины. Подготовку специалистов по плавательным специальностям в соответствии с требованиями Конвенции и Кодекса ПДНВ в Украине ведут 11 высших учебных заведений (и их структурные подразделения), в  том числе:

Одесская национальная морская академия (ОНМА), в состав которой входят Азовский морской институт (в Мариуполе), Измаильский факультет, Мореходный колледж технического флота и Мореходное училище имени А.И. Маринеско в Одессе;

Херсонская государственная морская академия (ХГМА), в состав которой входит Морской колледж;

Киевская государственная академия водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного (КГАВТ), в состав которой входят Севастопольский факультет морского транспорта и Учебно-консультационный центр в городе Измаиле;

Севастопольский национальный технический университет (СевНТУ), факультет морских технологий и судоходства;

Одесское мореходное училище рыбной промышленности (ОМУ РП);

Академия военно-морских сил имени П.С. Нахимова (АВМС), город Севастополь, факультет судовождения и энергетики судов;

Керченский государственный морской технологический университет (КГМТУ);

Национальный университет кораблестроения (НУК), город Николаев, машиностроительный институт (только судомеханическая специальность);

Украинский морской институт (УМИ), город Севастополь;

Одесский национальный морской университет (ОНМУ), судомеханический факультет (только судомеханическая специальность);

Херсонское мореходное училище рыбной промышленности (ХМУ РП).

В табл. 1.7 представлена информация о количестве выпускников морских учебных заведений Украины различных образовательно-квалификационных уровней, получивших в 2010 году дипломы о высшем образовании, дающие право на получение диплома лица командного состава морских судов в соответствии с требованиями Конвенции и Кодекса ПДНВ. Кроме того, в таблице приведен суммарный контингент курсантов и студентов, обучающихся по плавательным специальностям.

Таблица 1.7
Количество выпускников морских учебных заведений Украины,
получивших в 2010 году дипломы о высшем образовании, дающие право на получение диплома лица командного состава морских судов

 

Поз.

Название учебного заведения

Выпуск по уровням образования

Выпуск, всего

Контингент, всего

Младший
спец-т

Бакалавр

Специа-лист

Магистр

1

ОНМА

825

1388

649

101

2963

12033   

2

ХГМА

403

332

205

-

940

4205

3

КГАВТ

277

406

200

14

897

3138

4

СевНТУ

-

381

257

34

672

2050

5

ОМУ РП

523

-

-

-

523

1875

6

АВМС

-

226

168

-

394

1205

7

КГМТУ

-

229

76

-

305

1121

8

НУК

-

-

94

-

94

330

9

УМИ

-

75

-

-

75

525

10

ОНМУ

-

*

*

*

*

*

11

ХМУ РП

*

-

-

-

*

*

Всего по Украине

2028

3037

1649

149

6863

26482

Примечание: *  – нет информации.

Таким образом, в 2010 году в Украине обучались по программам высшего образования, ведущим к получению дипломов командного состава морских судов, более 26,5 тысяч курсантов и студентов, из них около 45 % в ОНМА. В 2010 году окончили обучение и получили дипломы различных уровней около 7 тысяч человек, из них только в ОНМА –  около 3 тысяч человек. При этом следует учитывать, что значительная часть выпускников продолжают обучение на следующем образовательно-квалификационном уровне (по дневной или заочной формам обучения).

Морское образование в Украине пережило самые трудные времена в 90-е годы. С тех пор ситуация неуклонно меняется в лучшую сторону. Система подготовки командных кадров плавсостава в Украине сохраняет и развивает лучшие традиции высшего морского образования в Советском Союзе:

- конкурсный отбор абитуриентов, имеющих полное среднее образование (11 лет обучения);
- срок подготовки специалиста с полным высшим образованием – 5,5 лет;
- обеспечение плавательной практики на судах не менее 8-12 месяцев за период обучения (в зависимости от специальности);
- хорошая фундаментальная общетехническая подготовка (высшая математика, физика, информатика, теоретическая механика и др.);
- высокий уровень материально-технического обеспечения (лабораторная, тренажерная база, учебный флот);
- высокий потенциал профессорско-преподавательского состава (наличие ученых степеней и званий, дипломов и сертификатов на право занятия командных должностей на судах);
- объединение учебной и научно-исследовательской работы курсантов, развитие творческих навыков;
- организация обучения и быта курсантов в условиях, приближенных к судовым (распорядок дня, дисциплина, ношение форменной одежды, самообслуживание, дежурная служба);
- выполнение требований международных конвенций;
- система непрерывного последипломного образования морских офицеров для поддержания высокого уровня компетентности, овладения новой техникой и новыми методами управления.

Реформа образования, проводимая в Украине в связи с присоединением к Болонскому процессу, обеспечила переход на ступенчатую систему подготовки специалистов, предусматривающую четыре образовательно-квалификационных уровня: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр. Соответственно на четыре уровня аккредитации подразделяются и учебные заведения. Срок подготовки бакалавра установлен для специальностей плавсостава – 4 года, специалиста и магистра на базе бакалавра – дополнительно 1,5 года. Министерством образования и науки Украины утверждена Концепция образования и профессиональной подготовки членов экипажей судов, в соответствии с которой выпускники учебных заведений, имеющие уровень младшего специалиста и бакалавра, могут занимать на судах должности вахтенных офицеров на уровне эксплуатации, а специалиста и магистра – на уровне управления согласно Конвенции и Кодексу ПДНВ. Этот принцип закреплен Положением о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) № 38 от 15.01.2005 в редакции постановления КМУ № 373 от 5.03.2007.

Актуальность для украинских учебных заведений Болонского процесса обусловлена тем, что практически все страны Европы уже присоединились к нему. В подписанной министрами образования стран Европы декларации подчеркивается, что создание европейского пространства в сфере высшего образования является ключевым путем содействия мобильности и трудоустройству граждан, а также развития континента в целом.

Система образования стала более понятной для иностранных партнеров. Морское образование, пожалуй, более чем любое другое, должно быть ориентировано на международные стандарты.
Чтобы понять, что такое Болонский процесс, следует перечислить его основные цели:
утверждение общепринятой и сравнимой системы ученых степеней с целью содействия трудоустройству европейских граждан и международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

внедрение системы высшего образования на основе двух ключевых учебных циклов: до дипломного и последипломного;

создание кредитно-модульной системы, как средства содействия большей мобильности студентов;
содействие мобильности студентов, преподавателей и выпускников вузов путем устранения преград на пути эффективного использования права на свободное перемещение.

Мобильности студента, так как это можно предположить – проучиться год в одной стране, затем в другой, завершить образование и получить диплом в третьей – у нас пока вряд ли можно достичь. Этому мешают, прежде всего, финансовые сложности и языковой барьер. Но существует и преподавательская мобильность – обмен знаниями, опытом с зарубежными коллегами. Вот она может быть внедрена в практику гораздо быстрее. Но самое главное для нас – это мобильность выпускника, диплом которого должен быть признан любой из европейских стран. Что касается двух учебных циклов (ступеней) новой системы образования, то здесь как раз и идут самые большие споры. Существующая в Украине система четырех уровней (ступеней) должна превратиться в двухступенчатую, в которой уровень специалиста будет ликвидирован. Одесская национальная морская академия уже готова к работе по двухступенчатой системе подготовки бакалавр – магистр, так как программа бакалавра удовлетворяет всем международным требованиям подготовки вахтенного офицера (уровень эксплуатации), а программа магистра – требованиям к старшим офицерам (уровень управления – старший помощник капитана и капитан,  второй и старший механик). До настоящего времени остается открытым вопрос об использовании бакалавров и магистров в сфере труда Украины при ликвидации уровня специалиста. Соответствующие нормы должны быть закреплены законодательно. Предполагается существенно расширить сферу использования бакалавров в экономике. Не исключено, что квалификация магистра приобретет более «академический» характер, а сфера его применения ограничится  исследовательской либо преподавательской деятельностью. В этом случае придется вносить существенные изменения в стандарты и программы подготовки моряков и добиваться увеличения срока обучения бакалавра с учетом  необходимого годичного плавательного ценза.

ОНМА стала первым морским учебным заведением Украины, внедрившим международные стандарты обеспечения качества образования. В академии внедрена система управления качеством в соответствии со стандартом ISO 9001:2008, сертифицированная Российским морским регистром судоходства, Регистром судоходства Украины. ОНМА является активным членом Международной ассоциации морских университетов (МАМУ) и ее исполнительного комитета. Восьмая Генеральная ассамблея МАМУ прошла в сентябре 2007 года в Одессе на базе ОНМА. Инженерные специальности ОНМА имеют не только наивысший национальный уровень аккредитации, но и аккредитованы на наивысший уровень “чартерного инженера” (Chartered Engineer) Институтом морской техники, науки и технологий (Великобритания), который является общепризнанной профессиональной организацией в области морской инженерии.  На базе академии создано и успешно работает отделение Института в Украине. Выпускники академии, получившие дипломы специалиста могут быть зарегистрированы Техническим советом Великобритании (Engineering Council) в качестве чартерных инженеров. Диплом выпускника ОНМА хорошо известен и признан международной морской общественностью.

Совершенствование морского образования никогда не прекращается. ОНМА активно участвует в работе Международной морской организации. Ежегодно представители академии принимают участие в работе ее комитетов и подкомитетов: по подготовке и дипломированию моряков, навигационном, по радиосвязи и спасению на море, правовом, по безопасности на море. Значительную пользу приносит работа в Международной ассоциации морских университетов, сотрудничество с Институтом морской науки, техники и технологий Великобритании и другими учебными и научными учреждениями. Мы наблюдаем за тем, что происходит в мировом судостроении и судоходстве, отслеживаем новшества и учитываем их при разработке учебных планов и программ. Вводятся новые дисциплины или в существующие вносятся новые разделы. Самое важное, что есть спрос на наших выпускников, и спрос этот очень высокий. К сожалению, мы не всегда можем удовлетворить заявки украинских судоходных компаний, потому, что выпускник имеет право выбора. К моменту окончания академии практически все курсанты уже определились с будущим местом работы.

По данным Министерства социальной политики Украины по состоянию на 2.06.2011 в Украине 1106 субъектов хозяйственной деятельности имеют  лицензии на посредничество в трудоустройстве на работу за рубежом, из них: в Одесской области – 265, в Киеве – 120, в Донецкой области (в том числе, Мариуполе) – 67, в Херсонской области – 60, в Севастополе – 59, в Автономной Республике Крым – 46, Николаевской области – 35. Значительная часть тех из них, которые расположены в портовых городах (прежде всего, Одесса, Севастополь, Измаил, Херсон, Николаев, Мариуполь, Керчь), занимаются именно трудоустройством моряков. После вступления в силу Международной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года, которая существенно ужесточает требования к морским кадровым агентствам, ожидается резкое сокращение их количества в Украине. Большинство ведущих мировых судоходных и управляющих компаний уже имеют свои представительства (кадровые агентства, «крюинговые» компании) в Украине и особенно в Одессе. Многие иностранные компании, имеющие долгосрочные программы использования украинских моряков на своих судах, инвестируют значительные средства в подготовку кадров путем собственных «кадетских программ», оказания спонсорской помощи морским учебным заведениям, создания собственных тренажерных центров для дополнительной подготовки моряков непосредственно перед рейсом. В рамках кадетских программ компании совместно с учебными заведениями проводят отбор курсантов в соответствии с требованиями компании (знание английского языка, профессиональная подготовка, наличие необходимых сертификатов), организовывают планирование и контроль выполнения программы плавательной практики на судах. При этом компании берут на себя все расходы, связанные с практикой (перелеты, переезды, проживание на борту судна и в гостиницах, агентирование, визовая поддержка, страховка, медицинское обслуживание, питание, заработная плата в соответствии с условиями индивидуального контракта, руководство практикой на борту судна).

Наиболее активно в этом направлении работают на украинском рынке компании: V.Ships (Монако), MSC Mediterranean Shipping Company (Швейцария), Bernard Schulte Shipmanagement Ltd., Peter Doehle Schiffahrts – KG, Marlow Navigation, Reederei Blue Star (Германия), Wagenborg Shipping B.V., Anthony Veder Rederijzaken B.V., Royal Boskalis Westminster B.V. (Нидерланды), Mitsui O.S.K. Lines (MOL Ship Management Co., Ltd.) (Япония), BW Gas ASA, OSM Crew Management AS, Wilhelmsen Ship Management (Barber Ship Management), Stolt-Nielsen Transportation Group BV (Норвегия), Maersk Ship Management (A.P. Moller A/S) (Дания), ASP Ship Management Group (Австралия), Anglo-Eastern Ship Management (Сингапур), Columbia Ship Management (Кипр) и другие. Следует отметить, что практически все компании являются международными, имеют свои представительства во многих морских странах мира. Уровень подготовки специалистов в академии удовлетворяет наших партнеров. Этим объясняется интерес к Украине со стороны лидеров международного судоходства.

Уровень оплаты труда украинских моряков на командных должностях в иностранных судоходных компаниях в 10–40 раз превышает среднюю заработную плату в Украине. Заработанные моряками деньги не попадают в те страны, под флагами которых они работают, а ввозятся в Украину, инвестируются в нашу экономику. Ввозимая моряками валюта позволяет частично компенсировать дисбаланс экспорта и импорта нашей внешней торговли. Следует учитывать, что расходы на создание рабочих мест для украинцев несут иностранцы, а значительная часть доходов поступает в Украину. Кроме того, без дополнительных расходов со стороны государства создаются рабочие места в Украине в различных сферах, связанных с трудоустройством моряков, их обучением и повышением квалификации, дипломированием и выдачей документов, медицинским освидетельствованием, страхованием и банковским обслуживанием, пассажирскими перевозками. Работая в ведущих судоходных компаниях мира на новейших судах, наши моряки приобретают неоценимый опыт, который многие из них впоследствии применяют, уходя работать на берег, в учебных заведениях, судоходных компаниях, компаниях по менеджменту, агентированию судов, фрахтованию и экспедированию грузов, трудоустройству моряков, в портах и судоремонтных заводах. Опыт международного мореплавания наши моряки с удовольствием  применят и на судах отечественных судоходных компаний, если оплата труда в них приблизится к международным стандартам.

Украина является демократическим государством, ратифицировавшим Всеобщую декларацию прав и свобод человека, Европейскую социальную хартию. Конституция Украины дает гражданам широкие права. Некоторые из них: "Каждый имеет право на труд, которое включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности…", "Каждому … гарантируется свобода перемещения, свободный выбор места жительства, право свободно покинуть территорию Украины…", "Каждый имеет право на образование… Государство обеспечивает доступность и бесплатность … высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях… Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе". Права граждан на труд и образование подробно изложены в различных законодательных актах, в том числе: Кодексе законов о труде (КЗоТ), Законах "О занятости населения", "Об образовании", "О высшем образовании" и других. Закон Украины "О занятости населения" в качестве одного из основных принципов государственной политики занятости населения закрепляет принцип обеспечения равных возможностей всем гражданам в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей, гарантирует право граждан Украины на работу, в том числе за рубежом. Таким образом, обучаясь бесплатно в вузе, студент или курсант реализует свои конституционные права на бесплатное образование и выбор профессии, а выбирая место работы после окончания – на свободный труд. Неважно, о каком учебном заведении идет речь – политехническом, медицинском или морском. Государство же берет на себя обязательства способствовать занятости населения, в целом, и трудоустройству выпускников вузов, в частности. Рассуждения о том, что выпускник, обучавшийся за счет госбюджета, обязан отработать в госсекторе, не выдерживают критики. Система принудительного распределения уже давно не работает. Не следует забывать, что в соответствии с КЗоТ Украины работодатель обязан уволить работника по его желанию в срок не более двух недель. Поэтому отечественные работодатели, в том числе и судовладельцы, должны иметь такую систему материального и социального обеспечения, чтобы она была привлекательна для выпускников учебных заведений. В условиях рыночных отношений и конкуренции другого пути нет. Это проблема не только морской отрасли, но и всей экономики нашей страны. Украина уже давно взяла курс на приватизацию, например, уже практически не осталось государственных предприятий в сельском хозяйстве, банковской и других сферах. Государственные судоходные компании акционированы или стали арендными предприятиями. Появились новые негосударственные судоходные компании. Все они сталкиваются с серьезными кадровыми проблемами. Кадровая политика судоходных компаний в новых условиях должна строиться на договорных отношениях с учебными заведениями и курсантами. Только в том случае, если компания возьмет на себя все расходы по обучению и практике курсанта-контрактника, она может требовать от него после выпуска отработки в компании определенного времени, либо возврата затраченных средств. Что касается бесплатного обучения за счет госбюджета, на наш взгляд, это существенное достижение Украины, как социального государства. Однако далеко не все желающие могут на конкурсных условиях получить такую возможность. Например, в ОНМА около половины курсантов  оплачивают свое обучение. В мире существуют самые различные системы финансирования высшего образования: от полностью бюджетного до полностью платного. Образование имеет не единственную функцию – подготовить специалистов на конкретные рабочие места, но и функцию повышения образовательного, культурного и интеллектуального уровня нации. Любое государство, которое стремится к прогрессу, должно поддерживать соответствующий уровень образования. Мы считаем, что число мест, финансируемых из бюджета, должно увеличиваться, с другой стороны, необходимо расширить уже существующую систему государственного льготного кредитования образования.

Сегодня Украина входит в «белый список» Международной морской организации государств, в которых в полном объеме выполняются требования Конвенции и Кодекса ПДНВ. По состоянию на май 2011 года подписаны меморандумы о признании дипломов (сертификатов) моряков Украины с 53 государствами-членами Международной морской организации в соответствии с правилом I/10 Конвенции ПДНВ. Кроме того, система подготовки и дипломирования моряков в Украине одобрена Европейской Комиссией на основании результатов периодических (1 раз в 5 лет) инспекций, проводимых Европейским агентством по безопасности на море (EMSA) на соответствие требованиям Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза [13].

Таким образом, Украина имеет достаточно высокий потенциал и хорошие перспективы для дальнейшей успешной конкуренции на мировом рынке труда за высокооплачиваемые рабочие места командного состава в условиях возрастающей потребности глобальных морских перевозок в высококвалифицированных морских специалистах.

 

Список использованных источников

1. IMO News. – No.1. – 2010. – P.5.
2. Review of Maritime Transport 2010 / Report by the UNCTAD secretariat. – New York and Geneva: UN, 2010. – 194 p.
3. Shipbuilding and Marine Engineering in Japan 2011// Japan Ship Exporters’ Association.– Tokyo, 2011. – 64 p.
4. Митропулос Э. ИМО: направления современной деятельности и дальнейшее развитие// Морское образование.– № 4. – 2007. – С.10-17
5. Sag O. Turkish Maritime Education and Solution Recommendations// Denizden.- No. 3, 2010. – P. 84-110.
6. Ellis N., Sampson H. The Global Labour Market for Seafarers Working Aboard Merchant Cargo Ships 2003 // Seafarers International Research Centre (SIRC): Cardiff University, June 2008. – 73 p.
7. Foreign-Flag Crewing Practices: A Review of Crewing Practices in U.S. – Foreign Ocean Cargo Shipping// U.S. Maritime Administration. – November 2006. – 80 p.
8. Manpower 2010 Update: The world demand for and supply of seafarers// BIMCO/ISF. –   2010. – 117 p.
9. Manning – 2010/11: Annual Report // Drewry Publishing. – London,  5 November 2010.– 56 p.
10. Sag O. The Impact of the Black Sea Maritime Cluster on the Global Shipping Industry// The 14-th European Manning & Training Conference: Black Sea Crewing. – Istanbul, May 12-13, 2011. – 37 p.
11. A Study on the “Future Global Supply and Demand for Seafarers and Possible Measures to Facilitate Stakeholders to Secure a Quantity of Quality Seafarers”// Japan International Transport Institute and The Nippon Foundation. – Tokyo, May 2010. – 38 p.
12. Washizu M. Analysis of World Future Demand/Supply of Seafarers & Potential Countermeasures// Seminar on the Problem of the Global Shortage of Seafarers and the role of the Shipping Industry through CSR activities: Japan International Transport Institute and The Nippon Foundation, London, 11 May 2010. – 14 p.
13. Directive 2008/106/EC of the European Parliament and of the Council on the minimum level of training of seafarers// Official Journal of the European Union.– No. L323. – 3.12.2008. – P. 33-61.

 

Доктор технических наук, профессор

                        М.В. Миюсов

Редакция портала Midships благодарит ректора ОНМА М.В.Миюсова за предоставленный материал.

 

 

[Все статьи]  
   
 
 
 
Модели кораблей купить, масштабные модели судов
Energosector.com - Альтернативная энергетика
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
   

Powered by Fairway Solutions 2007-2018.

MIDSHIPS.ru - МОРСКОЙ КАТАЛОГ-СПРАВОЧНИК. Все права защищены. При перепечатке материалов активная ссылка на каталог обязательна.