Free CSS Button by Css3Menu.com

 
 
  Midships.ru - Разделы
 
  Морские новости
  Морской каталог
 
  Судоходство
Крюинг
Международные организации
Катера и яхты
Услуги и производство
Справочники и каталоги
   
  Морской справочник
 
  Теория судна
  Типы судов
  Морские узлы
Порты мира
Проливы и каналы
  Такелажное оборудование
  Тара и упаковка грузов
  Опасные грузы
  Флаги МСС
  Характеристики грузов
  Документы
 
  МАРПОЛ
  МППСС-72
  ПДНВ (STCW)
  СОЛАС
  Статьи и обзоры
 
 
  Морская терминология
Е
Ё
Й
Щ
 
Электронный морской словарь-справочник

Морской словарь-справочник Англо-русский
Русско-английский

Скачать бесплатно


 
 
 
 

Кодекс торгового мореплавания Украины с изменениями и дополнениями 2013 года

 
 
 
 

Раздел V Морские перевозки
   Глава 1. Общие правила
   Глава 2. Договор морской перевозки груза
   Глава 3. Договор морской перевозки пассажира
   Глава 4. Договор морского круиза

РАЗДЕЛ V

МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА


Статья 128. Организация морских перевозок грузов

Условия морской перевозки грузов определяются договором.
Морские перевозки для государственных нужд осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок.

Статья 129. Морские перевозки транспортом общего пользования

Морская транспортная организация общего пользования:
а) обязана принять любой предложенный для перевозки груз, если на судне есть свободные помещения, пригодные для перевозки, и груз может быть перевезен без ущерба для ранее принятых к перевозке грузов;
б) не вправе отдавать предпочтение одному перед грузовладельцу другим относительно приема грузов и условий перевозки, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Украины;
в) обязана публиковать тарифы и условия перевозок.
Морская транспортная организация общего пользования имеет права заключать договоры с грузовладельцами об освобождении от ответственности или ее уменьшения, которую в соответствии с правилами настоящего раздела эта организация - перевозчик должна нести за утрату, недостачу и повреждение или просрочку в доставке груза.

Статья 130. Запрет приема груза к перевозке

Прием грузов к перевозке в определенных направлениях может быть запрещена только в исключительных случаях центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере транспорта, с уведомлением об этом заинтересованных организаций и Правительства Украины.
{ Изменения в части первой статьи 130 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

В случаях явлений стихийного характера, катастроф и аварий, вызвали перерыв в движении, а также в случае объявления карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением начальника порта с незамедлительным сообщением об этом центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в области транспорта, который устанавливает срок действия запрета приема груза и его ограничения и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте.
{ Изменения в части второй статьи 130 см. в Законе N 5502-VI ( 5502-17 ) от 20.11.2012; с изменениями, внесенными согласно с Законом N 5502-VI от 20.11.2012 }

Запрет, временное прекращение или ограничение приема груза могут быть введены для перевозок в определенных направлениях, с определенных портов или в определенные порты.
О запрете, временное прекращение или ограничение приема груза капитан морского порта немедленно извещает отправителей грузов, а при перевозке грузов в прямом смешанном или прямом водном сообщении - и организации других видов транспорта.
{ 130 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4709-VI от 17.05.2012 }

Статья 131. Каботажные перевозки

Перевозки между портами Украины осуществляются судами, плавают под Государственным флагом Украины, а также судами, плавающих под иностранным флагом при условии получения на это разрешения центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта.
{ Изменения в статьи 131 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Статья 132. Международные перевозки

Перевозки между портами Украины и иностранными портами могут осуществляться как судами, плавающих под Государственным флагом Украины, так и при условии взаимности судами, плавающих под иностранным флагом.

ГЛАВА 2. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

Статья 133. Понятие договора морской перевозки груза

По договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).

Фрахтовщиком и фрахтователем признаются лица, заключившие между собой договор фрахтования судна (чартер).

Статья 134. Доказательство существования и содержание договора морского перевозки груза

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
Документами, подтверждающие наличие и содержание договора морской перевозки груза, являются:
1) рейсовый чартер - если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений;
2) коносамент - если договор не предусматривает условия, указанной в пункте 1 настоящей статьи;
3) другие письменные доказательства.

Статья 135. Правоотношения перевозчика и получателя груза

Правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом. Условия договора морской перевозки, не указанные в коносаменте, обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены.

Статья 136. Реквизиты рейсового чартера

Рейсовый чартер должен содержать основные реквизиты: наименования сторон, судна и груза, порта отправления и назначения (или места направление судна). До рейсового чартера могут быть включены с согласия сторон другие условия и оговорки. Рейсовый чартер подписывается фрахтователем (перевозчиком) и фрахтователем или их уполномоченными представителями.

Статья 137. Доказательства приема груза к перевозке

После приема груза к перевозке перевозчик груза, капитан или агент перевозчика обязаны выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком груза, указанного в коносаменте.

Перевозчик может выдать иной, чем коносамент, документ в подтверждение получения груза для перевозки. Такой документ является первостепенным доказательством заключения договора морской перевозки и приема перевозчиком груза, как его описаны в этом документе.

Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором, в частности, должны содержаться данные, указанные в пунктах 4-8 статьи 138 настоящего Кодекса.

Отправитель отвечает перед перевозчиком за все последствия, возникли в результате неправильности или неполноты сведений, указанных в упомянутом документе.

Статья 138. Реквизиты коносамента

В коносаменте указываются:
1) наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;
2) наименование перевозчика;
3) место приема или погрузки груза;
4) наименование отправителя;
5) место назначения груза или, при наличии чартера, место назначения или направление судна;
6) наименование получателя груза (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или определением, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя);
7) наименование груза, его маркировке, количество мест или количество и/или мера (вес, объем), а в необходимых случаях - данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
7-1) для опасных грузов - наименование груза,
порядковый номер изделия или вещества в соответствии с принятой Организацией Объединенных Наций системы, класс (подкласс), группа совместимости для грузов класса 1, дополнительные виды опасности и группа упаковки (если определена), а также масса нетто взрывчатого вещества;
8) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в рейсовом чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;
9) время и место выдачи коносамента;
10) число составленных экземпляров коносамента;
11) подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Во время буксировки леса в плотах данные, указанные в пункте 7 настоящей статьи, перевозчиком не проверяются и включаются в коносамента на основании письменного заявления отправителя.

Если в случае перевозки грузов наливом, насыпью или навалом данные, указанные в пункте 7 настоящей статьи, не были проверены, перевозчик вправе включить их в коносамент с соответствующим предостережением. Такое же предупреждение может быть сделано перевозчиком при перевозке различных грузов в том случае, когда у него есть достаточные основания полагать, что данные, упомянутые в пункте 7 настоящей статьи, указанные отправителем неточно или он не имел разумной возможности их проверить. При перевозке грузов в заграничном сообщении в коносамент могут быть внесены с согласия сторон и иные условия и оговорки.
{ 138 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2189-VI от 13.05.2010 )

Статья 139. Количество экземпляров коносамента

Перевозчик обязан выдать отправителю на его желание несколько экземпляров коносамента тождественного содержания, причем в каждом из них отмечается число составленных экземпляров коносамента. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остальные экземпляров теряет силу.

Статья 140. Передача коносамента

Коносамент передается с соблюдением следующих правил:
1) именной коносамент может передаваться по именным передаточными надписями или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования;
2) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковыми передаточными надписями;
3) коносамент на предъявителя может передаваться путем простого вручения.

Статья 141. Возврат отправителю груза

Отправитель имеет право потребовать возвращения груза в порту отправления до отхода судна или выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому лицу, которое указано в коносаменте, при условии предъявления всех выданных отправителю экземпляров коносамента или предоставления соответствующего обеспечения и с соблюдением правила настоящего Кодекса об отказе от договора морской перевозки. Такое же право принадлежит каждому законному держателю всех выданных отправителю груза экземпляров коносамента.

Статья 142. Тарирование и упаковки груза

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предотвращения потерь, недостач и повреждения, должны предъявляться к перевозке в таре и упаковке, соответствующих требованиям законодательства и обеспечивают полную сохранность грузов в процессе перевозки и перегрузки.

На каждом грузовом месте должна быть нанесена полное и четкое маркировки, предусмотренное правилами морской перевозки грузов.

Плоты должны подаваться отправителем в состоянии, соответствующем установленным правилам взбивания, а при отсутствии таких правил в состоянии, обеспечивающем доставку в целости плотов морем.
{ 142 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2189-VI от 13.05.2010 )

Статья 143. Мореходный состояние судна

Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходный состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его и обеспечить всем необходимым, укомплектовать экипаж, а также привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивает надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.

Перевозчик не несет ответственности, если он докажет, что неморехідний состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

Любые договоры сторон, противоречат части первой настоящей статьи, недействительны.

Статья 144. Документы на груз

Отправитель должен своевременно передать перевозчику все документы, касающиеся груза, как того требуют портовые, таможенные, санитарные и другие административные правила. Отправитель отвечает перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, неправильности или неполноты этих документов.

Статья 145. Замена судна

Если груз должен перевозиться на определенном судне, он может быть погружен на другое судно только с согласия отправителя или фрахтователя, за исключением случаев перегрузки вследствие технической необходимости, возникшей после начала погрузки.

Статья 146. Размещение груза на судне

Груз размещается на судне по усмотрению капитана, но не может быть помещен на палубе без письменного согласия отправителя, за исключением грузов, перевозки которых на палубе допускается согласно действующих правил и обычаев.

Перевозчик несет ответственность за правильное размещение, крепление и сепарирование грузов на судне. Указания перевозчика в отношении погрузки, крепления и сепарации груза обязательные для юридических и физических лиц, которые выполняют грузовые работы.

Статья 147. Перевозки грузов в опломбированных помещениях

Грузы могут перевозиться в опломбированном отправителем лихтере, судовом помещении или контейнере.

Статья 148. Сталийное время

Срок, в течение которого груз должен быть нагружен на судно или выгружен с судна (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - нормами, принятыми в порту погрузки (разгрузки).

Статья 149. Контрсталійний время

Соглашением сторон могут быть установлены дополнительный после окончания срока погрузки (разгрузки) время ожидания судном окончания грузовых работ (контрсталійний время) и размер платы перевозчику за простой судна в течение контрсталійного времени (демередж), а также вознаграждение по окончании нагрузки (разгрузки) до истечения сталийного времени (диспач).

При отсутствии соглашения сторон, предусмотренной частью первой настоящей статьи, продолжительность контрсталійного времени и размер платы перевозчику за простой, а также размер вознаграждения отправителю или фрахтователю за досрочное окончание погрузки (разгрузки) определяются согласно сроков и ставок, принятым в соответствующем порту.

При отсутствии указанных ставок размер платы за простой определяется затратами на содержание судна и экипажа, а вознаграждение за досрочное окончание погрузки (разгрузки) вычисляется в половинном размере платы за простой.

Статья 150. Надконтрсталійний время

Во время загрузки судна в случае окончания контрсталійного времени перевозчик имеет право взыскать причиненные ему последующей задержкой судна убытки и отправить судно в рейс, если даже весь обусловленный груз не погружено на судно по причинам, не зависящих от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.

Статья 151. Прием груза в случае задержки судна под нагрузкой

В случае предоставления для перевозки груза всего судна капитан не вправе отказаться от приема груза, доставленного до окончания сталийного или контрсталійного времени, если стороны договорились об этом, даже если приемки и заключения груза могут задержать судно более установленного срока. За каждый лишний день задержки судна более контрсталійний время отправитель обязан возместить перевозчику причиненные убытки.

В тех случаях, когда для перевозки груза предоставлено не все судно, капитан вправе до окончания согласованного сталийного (или сталийного и контрсталійного) времени отказаться от приемки груза, который вследствие его предъявления с опозданием можно погрузить на судно надлежащим образом и без вреда для остального груза не иначе как задержав судно. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта.

Статья 152. Выгрузка постороннего груза

В случае предоставления для перевозки груза всего судна, части судна или отдельных судовых помещений отправитель может потребовать изъятие груза, что не принадлежит ему, с поданного ему судна, части судна или судового помещения в порту отправления, а в случае предоставления всего судна - в любом порту захода. Если посторонний груз не был своевременно удален с судна, отправитель имеет право потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения причиненных ему вследствие этого убытков.

Статья 153. Неправильно указанный груз

Опасный груз, в отношении которого отправитель подает недостоверную информацию, может быть в любое время выгружен или уничтожен или обезврежен перевозчиком, как того будут требовать обстоятельства, без возмещения отправителю связанных с этим убытков.

Отправитель отвечает за все убытки, причиненные перевозчику или третьим лицам в связи с перевозкой указанного груза.

Фрахт за перевозку такого груза не возвращается, а если он во время отправки груза не был уплачен, перевозчик может взыскать его полностью.
{ 153 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2189-VI от 13.05.2010 )

Статья 154. Выгрузка груза

Если погруженный с ведома и согласия перевозчика груз, указанный в статье 153 настоящего Кодекса, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне, то перевозчик вправе обойтись с таким грузом в соответствии с частью первой статьи 153 настоящего Кодекса. Отправитель в таком случае не несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные в связи с перевозкой указанного груза, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном фактической дальности перевозки груза до момента его прекращение.

Статья 155. Отправления судна с неполным грузом

В случае, если отправителю предоставлено все судно для перевозки, перевозчик обязан по требованию отправителя отправить судно в плавание, даже если не весь груз был нагружен. Перевозчик в этом случае сохраняет право на полный фрахт.

Статья 156. Отказ сторон от договора до отхода судна

Каждая из сторон вправе отказаться от договора морской перевозка груза без возмещения другой стороне связанных с этим убытков в таких случаях, возникших до отхода судна из порта:
1) военных или иных действий, которые могут угрожать опасностью захвата судна или груза;
2) блокады порта отправления или назначения;
3) задержание судна по распоряжению властей по причинам, не зависят от сторон договора;
4) привлечения судна для специальных нужд государства;
5) запрещения капитаном морского порта вывоза из порта отправления или ввоза в порт назначения груза, предназначенного для перевозки, в случаях, предусмотренных законом.
Случаи, предусмотренные в пунктах 3, 5 настоящей статьи, не могут быть основанием для отказа от договора морской перевозки груза без возмещения другой стороне убытков, если задержка предполагается кратковременной.

В случаях, предусмотренных в настоящей статье, перевозчик не несет расходов, связанных с разгрузкой.
{ 156 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4709-VI от 17.05.2012 }

Статья 157. Отказ сторон от договора во время рейса

Каждая из сторон вследствие наступления какого-либо из обстоятельств, указанных в статье 156 настоящего Кодекса, может отказаться от договора также во время рейса. В этом случае отправитель возмещает перевозчику все понесенные последним расходы по груза, в том числе расходы, связанные с разгрузкой, а также фрахт пропорционально фактической дальности перевозки груза.

Статья 158. Прекращение договора без отказа сторон

Договор морской перевозки груза прекращается без отказа сторон и без обязанности одной возместить причиненные другой прекращением договора убытки, если после заключения договора и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон:
1) судно погибнет или будет насильственно захвачено;
2) судно будет признано непригодным для плавания;
3) погибнет груз, индивидуально определенный;
4) погибнет груз, определяемый родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего.
Договор морской перевозки грузов прекращается вследствие указанных обстоятельств и во время рейса, причем перевозчику принадлежит фрахт пропорционально фактической дальности перевозки исходя из количества спасенного и сданного перевозчиком груза.

Статья 159. Препятствия в отношении захода в порт

Если вследствие запрещения властей, стихийных явлений или других причинам, не зависящим от перевозчика, судно не может зайти в порт назначения, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом отправителя.

Если в течение разумного срока с момента отправки уведомления не поступит распоряжения отправителя о том, как обойтись с грузом, капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по своему усмотрению либо возвратить этот багаж в порт отправления, несмотря на то, что, по мнению капитана, является более выгодным для отправителя.

Если для перевозки груза было предоставлено не все судно, капитан должен выгрузить груз, который не может быть доставлен в порт назначения, в другом порту в соответствии с распоряжением отправителя. В случае неполучения такого распоряжения в течение трех суток с момента отправления уведомления капитан вправе выгрузить груз в одном из ближайших портов по собственному усмотрению, уведомив об этом отправителя. Капитан вправе сделать то же самое и в том случае, когда распоряжение отправителя невозможно выполнить без ущерба для владельцев других грузов, находятся на судне.

Отправитель обязан возместить перевозчику все расходы, связанные с ожиданием распоряжения отправителя в течение разумного срока, а также все расходы по груза и оплатить фрахт пропорционально фактической дальности перевозки груза.

Статья 160. Срок доставки груза

Перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки, а если они не установлены, - в обычно приняты сроки.

Статья 161. Девиация судна

Не считается нарушением договора морской перевозки груза любое отклонение судна от намеченного пути с целью спасания на море людей, судов и грузов, а также другое разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика.

Статья 162. Выдача груза

Груз выдается в порту назначения:
1) по именному коносаменту получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан по именной передаточной надписи или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования;
2) по ордерной коносаменту - отправителю или получателю в зависимости от того, составлен коносамент "приказу отправителя" или "приказу получателя", а при наличии в коносаменте передаточных надписей - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковым надписью;
3) по коносаменту на предъявителя - предъявителю коносамента.

Статья 163. Платежи при получении груза. Право удержания груза

Во время приема груза получатель обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и плату за простой в порту погрузки, если это предусмотрено в коносаменте или другом документе, на основании которого перевозился груз, а в случае общей аварии - внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение.

Перевозчик может не выдавать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения, указанных в части первой настоящей статьи.

Право удержания груза перевозчик сохраняет в случае сдачи его на склад, не принадлежащий получателю, при условии уведомления владельца склада о таком праве.

После выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требования от отправителя или фрахтователя платежей, не внесенных получателем, за исключением случаев, когда перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него причинам.
{ 163 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V от 27.04.2007 }

Статья 164. Право залога на груз

Для обеспечения требований, указанных в части первой статьи 163 настоящего Кодекса, перевозчик имеет право залога на груз, перевозится.
Право залога прекращается в случаях:
1) выдачи груза получателю;
2) удовлетворения обеспеченных залогом требований перевозчика;
3) принятие перевозчиком иного надлежащего обеспечения.
Перевозчик имеет право в порядке, предусмотренном законодательством, продать груз, что является предметом залога, предварительно уведомив об это отправителя или фрахтователя, а также получателя.

Из сумм, вырученных от реализации груза, требования перевозчика, указанные в части первой статьи 163 настоящего Кодекса, удовлетворяются после оплаты судебных расходов, расходов, связанных с хранением и реализацией груза.

Если суммы, вырученной от реализации груза, недостаточно для удовлетворения потребностей, указанных в части первой статьи 163 настоящего Кодекса, а также процентов и убытков, причиненных просрочкой оплаты, перевозчик вправе требовать от отправителя или фрахтователя сумму, которой не хватает.

Статья 165. Осмотр и проверка количества груза

Получатель и перевозчик имеют право (каждый) требовать к выдачи груза осмотра и/или проверки его количества. Вызванные этим расходы несет тот, кто потребовал осмотра груза и проверки его количества.

Статья 166. Заявление о недостаче или повреждении груза

Если во время приема груза, что перевозится по коносаментом, получатель письменно не заявил перевозчику о недостатке или повреждения груза, считается, если иное не будет доказано, что получатель получил груз в соответствии с условиями коносамента.

Если груз было осмотрено и проверено получателем вместе с перевозчиком, то получатель может не делать указанной в первой части этой статьи заявления.

В случае, если утрата, недостача или повреждения не могли быть обнаружены при обычном способе приемки груза, то заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех суток после принятия груза.

Договоры, противоречащие этой статьи, недействительны.

Статья 167. Сдача незапитаного груза на хранение

Если для перевозки груза было предоставлено не все судно и в порту назначения получатель не спросил этот груз, не распорядился ним или отказался от него, перевозчик вправе, уведомив об это отправителя, сдать груз на хранение на склад или в другое надежное место за счет и на риск отправителя.

Если для перевозки груза было предоставлено все судно, капитан в случае неявки получателя в порту назначения или в случае его отказа от приемки груза обязан немедленно сообщить об это отправителя. Выгрузка и сдача груза на склад проводятся капитаном только после окончания сроков выгрузки и контрсталійного времени и при условии, что в эти сроки не поступит другого распоряжение отправителя. Время, затраченное перевозчиком на сдачу груза на хранение, рассматривается как простой судна.

Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель не уплатит перевозчику всех причитающихся за это перевозки сумм, перевозчик вправе продать груз. Невостребованный груз, который быстро портится, может быть продан и до истечения указанного срока. О факте продажи груза перевозчик уведомляет отправителя.

В морских портах Украины сроки и порядок хранения грузов до получения их получателем определяются правилами, устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта, согласно статьей 3 настоящего Кодекса. { Изменения в части четвертой статьи 167 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Грузы, хранящиеся в портах свыше установленные сроки, подлежат продаже в порядке, установленном действующим законодательством Украины, с компенсацией расходов на хранение в соответствии с правилами статьи 169 настоящего Кодекса.
{ 167 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4709-VI от 17.05.2012 }

Статья 168. Оплата хранения несвоевременно вывезенного груза

В случае скопления в морских портах Украины грузов, перевозятся в каботаже, вследствие несвоевременного вывоза получателями по вине последних плата за хранение этих грузов в портах может быть увеличена до трехкратного размера. Повышенная плата за хранение вводится не ранее чем через сутки после письменного уведомления юридического или физического лица, с которой предполагается взимания повышенной платы.

Статья 169. Продажа незапитаного и сданного на хранение груза

Суммы, вырученные от продажи груза, указанного в статье 167 настоящего Кодекса, за вычетом сумм, причитающихся перевозчику, зачисляются на депозит перевозчика для выдачи по принадлежности.

Если вырученных от продажи груза сумм окажется недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов, связанных с хранением и продажей груза, перевозчик вправе взыскать недополученные суммы с отправителя.

Если в течение шести месяцев со дня продажи груза никто не заявит своих прав на сумму, вырученную от его продажи, то эта сумма, за вычетом причитающихся перевозчику платежей, поступает в Государственного бюджета Украины, а сумма, вырученная от продажи бездокументного груза, - в доход перевозчика на покрытие убытков, вызванных удовольствием требований, связанных с утратой или недостатком грузов.

Статья 170. Оплата фрахта

Все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем груза (фрахтователем).
В случаях, предусмотренных договором отправителя (фрахтователя) с перевозчиком, а при перевозке в каботаже - действующими на морском транспорте Украины правилами, допускается перевод платежей на получателя.

Получатель обязан при приеме груза оплатить перевозчику, если это не было сделано ранее грузоотправителем (грузополучателем), принадлежащий фрахт, внести плату за простой, возместить указанные перевозчиком расходы, связанные с грузом, а в случае общей аварии - внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение.

Перевозчик может не выдавать груз до выплаты сумм или предоставления обеспечения, указанных в части третьей настоящей статьи.

Статья 171. Обеспечение оплаты фрахта

Если стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других расходов перевозчика в отношении груза, а отправитель не внес полностью фрахт перед отходом судна и не предоставил дополнительного обеспечения, перевозчик имеет право до отхода судна разорвать договор и требовать уплаты ему половины оговоренного фрахта, платы за простой, если он имел место, а также возмещения других понесенных перевозчиком расходов по грузу. Выгрузка такого груза осуществляется за счет отправителя.

Статья 172. Оплата фрахта в случае отказа отправителя от договора, если для перевозки было предоставлено все судно

Если для перевозки груза предоставлено все судно, отправитель вправе отказаться от договора с уплатой:
1) половины полного фрахта, а также платы за простой, если он имел место и потраченных перевозчиком за счет груза сумм и не включенных в сумму фрахта, если отказ отправителя поступила в окончания сталийного или контрсталійного времени, установленного для нагрузки, либо до отправления судна в плавание, в зависимости от того, какой из этих двух моментов наступил раньше;
2) полного фрахта и других сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если отказ поступила после одного из моментов, указанных в пункте 1 этой статьи, и договор был заключен на один рейс;
3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и половины фрахта за остальные рейсы, если отказ поступила после одного из моментов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и если договор был заключен на несколько рейсов.
В случае отказа отправителя от договора морской перевозки груза до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать отправителю груза, если даже выгрузки может задержать судно свыше установленный срок.

При отказе отправителя от договора морской перевозки груза во время рейса он вправе требовать выдачи груза только в порту назначения, куда судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки груза, или в порту, куда оно зашло за необходимостью.

Статья 173. Оплата фрахта в случае отказа отправителя от договора, если для перевозки было предоставлено не все судно

Если по договору морской перевозки груза отправителю было предоставлено не все судно, то его отказ от договора может возникнуть только при условии уплаты полного фрахта, платы за простой, если он имел место, и возмещения понесенных перевозчиком расходов по груза, не включенных в сумму фрахта. Перевозчик обязан на требованию отправителя выдать груз до его доставки в порт назначение лишь в том случае, если этим не будет нанесен ущерб перевозчику и другим отправителям груза.

Статья 174. Дистанционный фрахт

В случае утраты, недостачи или повреждения груза из причин, по которые перевозчик не несет ответственности, фрахт уплачивается полностью. В случаях, предусмотренных Статьями 154, 157, 158, 159 настоящего Кодекса, фрахт уплачивается пропорционально пройденном расстоянии.

Статья 175. Просрочки оплаты фрахта

Фрахт и иные платежи, причитающиеся перевозчику, а также срок оплаты определяются договором морской перевозки груза. За просроченный фрахт отправитель (фрахтователь) или получатель платит пеню согласно условиям договора морской перевозки груза или по ставкам, установленным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере транспорта.
{ Изменения к статье 175 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Статья 176. Основания освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза

Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого для перевозки груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине, в частности, в результате:
1) действия непреодолимой силы;
2) возникновения опасности и случайностей на море и других судоходных водах;
3) пожара, возникшего не по вине перевозчика;
4) спасание людей, судов, грузов;
5) действий или распоряжений властей (задержание, арест, карантин т.д.);
6) военных действий, террористических актов, народных волнений;
7) действий или упущений отправителя или получателя;
8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественных потерь, не превышающих однако установленных норм;
9) незаметных по внешнему виду недостатков тары и упаковка груза или сбивания леса в плота;
10) недостаточности или неясности маркировки груза;
11) забастовок или иных обстоятельств, повлекших остановку или ограничение работы полностью или частично;
12) действий по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Ответственность перевозчика в соответствии с настоящей статьей возникает с момента приемки груза к перевозке и заканчивается в момент его выдачи.
Недействительными являются сделки, не соответствуют положениям этой статьи, за исключением соглашений об ответственности с момента приемки груза до его погрузки на судно и после выгрузки к сдачи груза.

Статья 177. Навигационная ошибка

Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза, если докажет, что они произошли вследствие действий или упущений капитана, других лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном. За утрату, недостачу или повреждение груза, вызваны действиями или упущениями названных лиц во время нагрузки, размещение, выгрузки или сдачи груза, перевозчик несет ответственность по правилам статьи 176 настоящего Кодекса.

Статья 178. Освобождение перевозчика от ответственности за недостачу груза

Перевозчик не отвечает за недостачу груза, прибывшего в порт назначение:
1) в исправных судовых помещениях, лихтерах, контейнерах с исправными пломбами отправителя (Статья 147 настоящего Кодекса);
2) в целой и исправной таре без следов ее распаковки в дороге;
3) в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.

Статья 179. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза

За ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату и недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного груза и груза, которого не хватает;
2) за повреждение или повреждение груза - в сумме, на которую понизилась стоимость груза.
Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если он не входит в цену утраченного груза или груза, которого не хватает.

Статья 180. Определение стоимости груза

Действительная стоимость утраченного груза и груза, которого не хватает, определяется по ценам порту назначения на то время, когда туда пришло или должно было прийти судно, а при невозможности определить эти цены - по ценам порта и время отправления груза, увеличенными на сумму расходов, связанных с перевозкой.

Из возмещения за потерянный, поврежденный груз и груз, которого не хватает, вычитаются расходы, связанные с перевозкой груза (оплата фрахта, пошлины и т.п.), что должны были быть сделаны грузовладельцем, но вследствие недостатка или повреждения груза произведены не были.

Статья 181. Ограничение ответственности перевозчика при незазначеній стоимости груза

Если стоимость груза не была указана и включена в коносамент, возмещение за поврежденное место или единицу груза, которой не хватает, не может превышать 666,67 расчетных единиц или 2,0 расчетных единиц за один килограмм массы брутто поврежденного, испорченного груза или груза, которого не хватает, в зависимости от того, какая сумма выше, за исключением стоимости контейнера или другого транспортного устройства отправителя (фрахтователя), стоимость которого определяется в соответствии со статьей 182 настоящего Кодекса.

Соглашение об уменьшении указанных сумм является недействительной. Перевозчик не имеет права на ограничение ответственности, предусмотренное в части первой настоящей статьи, если доказано, что утрата, недостача или повреждения стали результатом действий или упущений перевозчика, совершенных с намерением причинить такую утрату, недостачу или повреждение или из-за своей самонадеянности, с сознанием возможности причинения ущерба.
Служащий или агент перевозчика не вправе воспользоваться предусмотренными в настоящей главе правилами об ограничении ответственности, если доказано, что недостача, повреждение или повреждения стали результатом действия или упущения этого служащего или агента, совершенных с намерением причинить такой ущерб или через самоуверенность с сознанием возможности причинения ущерба.

Если в коносаменте указано количество мест или единиц груза, помещенного в контейнер или на другое устройство, то количество мест или единиц груза для целей этой статьи принимается согласно коносамента. Если в коносаменте не указано количество мест или единиц груза, помещенного в контейнер или на другое устройство, количество груза в контейнере или на другом устройстве считается одним местом или одной единицей груза.

Статья 182. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение контейнера

За потерю или повреждение контейнера или иного устройства отправителя (фрахтователя) перевозчик несет ответственность в таких размерах:
1) за утрату контейнера или устройства - в размере его действительной стоимости с учетом фактического износа контейнера или устройства на момент его потери;
2) за повреждение контейнера или устройства - в размере действительной стоимости его ремонта в порту назначения, если ремонт не будет выполнено перевозчиком самостоятельно или за свой счет до момента сдачи контейнера получателю.

Статья 183. Ответственность за простой судна по вине отправителя или получателя груза

За простой судна вследствие непредъявления или несвоевременного предъявление груза, задержки погрузочно-разгрузочных работ, проводимых средствами отправителя или получателя груза, или других задержек по вине отправителя или получателя груза ответственность несет отправитель или получатель груза согласно договором морской перевозки груза.

Штраф за контрсталійний время судов взыскивается в бесспорном (безакцептном) порядке после представления отправителю или получателю груза расчета сталийного времени и суммы штрафа.

ГЛАВА 3. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

Статья 184. Понятие договора морской перевозки пассажира

По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его каютный багаж в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багажа в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир должен уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и плату за провоз багажа.
Перевозка охватывает время нахождения пассажира и его каютного багажа на судне, время посадки на судно и высадки, а также доставки пассажира водным путем с берега на судно и обратно, если плата за доставку входит в стоимость билета или если судно, используется для этого вспомогательного перевозки, было предоставлено перевозчиком.

Перевозки иного багажа, который не является каютным багажом, охватывает время с момента принятия его перевозчиком, служащим или агентом перевозчика на берегу или на борту судна до момента его выдачи перевозчиком, служащим или агентом перевозчика.

Статья 185. Сфера применения договора морской перевозки пассажира

Правила настоящей главы применяются к перевозке пассажира и багажа, если:
1) судно плавает под Государственным флагом Украины;
2) договор перевозки заключен в Украине;
3) в соответствии с договором перевозки место отправления или назначения находится на территории Украины.
Любые соглашения сторон, ограничивающих права пассажира, предусмотренные настоящей главой, являются недействительными.

Статья 186. Недействительность условий договора

Любое условие договора, заключенного до возникновения события, стала причиной смерти или повреждения здоровья пассажира или потери или повреждения багажа, которое имеет своей целью освободить перевозчика от ответственности перед пассажиром или установить меньшую, чем указано в статье 194 настоящего Кодекса предел ответственности, а также любое условие, целью которой является перенос бремени доказательства, возложенного на перевозчика, является недействительной. Но недействительность этой условия не влечет за собой недействительности договора перевозки, который продолжает регулироваться правилами настоящей главы.

Статья 187. Доказательство заключения договора

Доказательством заключения договора морской перевозки пассажира и уплаты стоимости проезда является выданный перевозчиком билет. Сдача перевозчику багажа удостоверяется багажной квитанцией.

Статья 187-1. Особенности выполнения международного договора морской перевозки пассажира

Во время международного морского перевозки пассажир обязан иметь надлежащим образом оформленные документы для въезда в государства следования, транзита и предъявить их перевозчику на его требованию.

Перед началом международного морской перевозки пассажира перевозчик обязан проверить наличие у пассажира документов, необходимых для въезда в государства следования, транзита, и отказать в перевозке пассажиру, который по его требованию не предъявил необходимые документы.

Отказ перевозчика в международном морском перевозке пассажиру, который по его требованию не предъявил документы, необходимые для въезда в государства следования, транзита, не влечет за собой обязанность перевозчика возместить причиненный пассажиру в связи с этим вред.
{ Кодекс дополнен статьей 187-1 согласно Закону N 2753-VI от 02.12.2010 }

Статья 188. Отказ пассажира от договора

Пассажир имеет право в любое время до отхода судна, а после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки.

Пассажир, который сообщил перевозчика об отказе от перевозки, имеет право получить обратно плату за проезд и провоз багажа в порядке и сроки, установленные центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере транспорта.
{ Изменения в части второй статьи 188 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Если пассажир отказался от перевозки не позднее срока, установленного правилами перевозки, либо не явился к отходу судна из-за болезни, или отказался до отхода судна от перевозки по этой же причине с предъявлением соответствующего документа или по причинам, зависящим от перевозчика, пассажиру возвращается вся внесенная им плата за проезд и провоз багажа.

Статья 189. Отказ перевозчика от договора

Перевозчик имеет право отказаться от договора морской перевозки пассажира при наступлении обстоятельств, указанных в пунктах 1-4 статьи 156 настоящего Кодекса.

Договор морской перевозки пассажира прекращается без отказа сторон при наступлении обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 158 настоящего Кодекса.

В случае прекращения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращается вся плата за проезд и провоз багажа, а при прекращении договора после начала рейса - часть указанной платы пропорционально расстоянию, перевозки на которую не произошло.

Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки или высадки пассажира, если такие действия будут необходимы вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в порту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других событий и явлений, что не зависящих от перевозчика и делают невозможным выполнение договора морской перевозки пассажира.

Статья 190. Права пассажира

Пассажир имеет право:
1) провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до шести лет без права занятия ею отдельного места, покупать для детей в возрасте от шести до четырнадцати лет детские билеты по льготной цене;
2) перевозить с собой каютный багаж бесплатно в пределах установленных норм;
3) сдавать для перевозки багаж за плату по тарифу.
Об утрате или повреждении багажа пассажир должен направить письменное уведомление перевозчику или его агенту:
а) в случае явного повреждение каютного багажа - до или в момент высадки пассажира;
б) в случае явного повреждения иного багажа - до или в момент его выдачи;
в) в случае потери багажа или его повреждение, которое не является явным, - в течение пятнадцати дней со дня высадки или со дня выдачи багажа, или с того момента, когда он должен быть выдан.

Если пассажир не выполнил требований настоящей статьи, то считается, поскольку не доказано обратное, что пассажир получил свой багаж невредимым.

Письменное уведомление не требуется, если состояние багажа было совместно определены или проверено в момент его получения.

Багаж, не востребован в течение трех месяцев со дня прихода судна в порт назначения, может быть реализован в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта.
{ 190 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V от 27.04.2007 }
{ Изменения в части пятой статьи 190 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Статья 191. Страхование пассажира

Пассажир по договору морской перевозки подлежит обязательному страхованию от несчастного случая в соответствии с законодательства Украины. Выплачиваемая пассажиром страховая премия входит в стоимость билета.

Статья 192. Мореходное состояние судна

Перевозчик обязан до начала перевозки привести судно в состояние, пригодное для плавания и безопасной перевозки пассажиров, заблаговременно надлежащим образом снарядить его и обеспечить всем необходимым для плавания, укомплектовать экипажем и удерживать судно в таком состоянии в течение всего времени морской перевозки пассажиров.

Статья 193. Ответственность перевозчика

Перевозчик отвечает за вред, причиненный в результате смерти пассажира или повреждения его здоровья, а также в результате утраты или повреждения багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен вред, произошло во время перевозки и была следствием вины или небрежности перевозчика, его работников, агентов, которые действуют в пределах своих служебных обязанностей.

Перевозчик отвечает за недостачу или повреждение принятого к перевозке багажа, а также за просрочку в его доставке, если не докажет, что недостача, повреждение или просрочку в доставке произошли не по его вине.

Перевозчик обязан обеспечить сохранность чемоданы (сумки), личных вещей пассажира (кроме драгоценностей и денег), которые пассажир перевозит в отведенном месте.

Перевозчик не отвечает за утрату или повреждение денег, ценных бумаг, драгоценных металлов и изделий из них, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, за исключением случаев, когда такие ценности были сданы на хранение перевозчику, который согласился их хранить в безопасности. В последнем случае перевозчик отвечает не выше предела, предусмотренного частью четвертой статьи 194 настоящего Кодекса.

Если перевозчик докажет, что вина или небрежность пассажира стали причиной или способствовали его смерти или повреждение здоровья, потере или повреждению его багажа, суд, рассматривающий дело, может освободить перевозчика от ответственности полностью или частично.

За невыполнение обязанности проверить перед началом международного морской перевозки пассажира наличие у него документов, необходимых для въезда в государства следования, транзита, что привело к перевозке или попытки перевозки пассажира через государственную границу Украины без необходимых документов, перевозчик несет ответственность, предусмотренную законом.
{ 193 с изменениями, внесенными согласно закону N 997-V от 27.04.2007 N 2753-VI от 02.12.2010 }

Статья 194. Пределы ответственности перевозчика

В случае смерти пассажира или повреждения его здоровья ответственность перевозчика ни в коем случае не превышает 175000 расчетных единиц в отношении перевозки в целом.

Ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа ни в коем случае не превышает 1800 расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.

Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, включая весь багаж, перевозимый в автомашине или на ней, ни в коем случае не превышает 10000 расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом.

Ответственность перевозчика за утрату или повреждение другого багажа, чем то, что указано в частях второй и третьей настоящей статьи, ни в коем случае не превышает 2700 расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.

Перевозчик и пассажир могут путем точно выраженного письменного соглашения установить более высокие пределы ответственности, чем те, что предусмотренные частями 1-4 настоящей статьи.

Перевозчик, работник или агент перевозчика не вправе воспользоваться пределами ответственности, установленными в настоящей статье, если будет доказано, что ущерб причинен вследствие действий или упущений перевозчика, сотрудника или агента перевозчика, совершенных либо с намерением причинить этот ущерб, или за самоуверенность с осознанием возможного причинения ущерба.

ГЛАВА 4. ДОГОВОР МОРСКОГО КРУИЗА

Статья 195. Понятие договора морского круиза

По договору морского круиза одна сторона - организатор круиза обязуется осуществить коллективное морское путешествие (круиз) по определенной программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и т.д.), а другая сторона - участник круиза обязуется уплатить за это установленную плату.

Статья 196. Доказательства заключения договора морского круиза

Документом, подтверждающим наличие договора морского круиза, является именная путевка или иной приравненный к нему документ, выданный организатором круиза.

Статья 197. Сфера применения договора морского круиза

Следующие правила настоящей главы применяются в тех случаях, когда соглашением сторон по договору круиза не установлено иное. Однако любое соглашение сторон, ограничивающее права участника круиза, предусмотренные в этой главе, недействительна.

Статья 198. Мореходный состояние судна

Организатор круиза обязан до начала круиза обеспечить приведение судна в надлежащее состояние в соответствии с условиями статьи 192 настоящего Кодекса, и содержать судно в таком состоянии в течение всего время круиза.

Статья 199. Отказ от договора участника круиза

Участник круиза вправе в любое время до начала круиза отказаться от договора морского круиза. Участник круиза, который заранее сообщил организатора круиза об отказе от договора, имеет право получить обратно плату за круиз в порядке, размерах и сроки, установленные договором морского круиза.

В случае, когда организатор круиза не может предоставить участнику круиза место на судне, которое предусмотрено договором, или по согласию участника круиза такое же место на другом судне, которое по своим характеристиками и комфортабельностью не ниже оговоренного, участник круиза вправе отказаться от договора и полностью получить обратно плату за круиз.

Статья 200. Отказ от договора организатора круиза

Организатор круиза вправе отказаться от договора морского круиза в случае возникновения до начала круиза обстоятельств, указанных в пунктах 1-4 статьи 156 настоящего Кодекса.

Если эти обстоятельства возникли после начала круиза и привели к его прекращения, договор аннулируется. В этом случае организатор круиза обязан возвратить участнику плату за неиспользованный часть круиза и по требованию последнего доставить его в порт отправления.

Статья 201. Расходы в случае увеличения продолжение срока круиза

В случае увеличения срока круиза через непредвиденные обстоятельства организатор круиза несет все дополнительные расходы, связанные с предоставлением услуг участнику круиза.

Статья 202. Ответственность организатора круиза

Организатор круиза несет ответственность за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья участника круиза, а также потерей или повреждением его вещей в соответствии с правилами статей 193, 194 этого Кодекса.

   
 
 
 
Модели кораблей купить, масштабные модели судов
Energosector.com - Альтернативная энергетика
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
   

Powered by Fairway Solutions 2007-2018.

MIDSHIPS.ru - МОРСКОЙ КАТАЛОГ-СПРАВОЧНИК. Все права защищены. При перепечатке материалов активная ссылка на каталог обязательна.