Free CSS Button by Css3Menu.com

 
 
  Midships.ru - Разделы
 
  Морские новости
  Морской каталог
 
  Судоходство
Крюинг
Международные организации
Катера и яхты
Услуги и производство
Справочники и каталоги
   
  Морской справочник
 
  Теория судна
  Типы судов
  Морские узлы
Порты мира
Проливы и каналы
  Такелажное оборудование
  Тара и упаковка грузов
  Опасные грузы
  Флаги МСС
  Характеристики грузов
  Документы
 
  МАРПОЛ
  МППСС-72
  ПДНВ (STCW)
  СОЛАС
  Статьи и обзоры
 
 
  Морская терминология
Е
Ё
Й
Щ
 
Электронный морской словарь-справочник

Морской словарь-справочник Англо-русский
Русско-английский

Скачать бесплатно


 
 
 
 

Кодекс торгового мореплавания Украины с изменениями и дополнениями 2013 года

 
 
 
 

Раздел IX Чрезвычайные морские происшествия
   Глава 1. Общая авария
   Глава 2. Частная (необщая) авария
   Глава 3. Возмещение убытков от столкновения судов
   Глава 4. Возмещение убытков от загрязнения
   Глава 5. Возмещение ядерного ущерба
   Глава 6. Вознаграждение за спасение на море
   Глава 7. Морские протесты

РАЗДЕЛ IX

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МОРСКИЕ СОБЫТИЯ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ АВАРИЯ

Статья 277. Понятие общей аварии

Общей аварией признаются убытки, которых зазнано вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований с целью спасения судна, фрахта и груза, перевозимого на судне, от общей для них опасности.

Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.
Под фрахтом в этой главе понимается также плата за перевозки пассажиров и их багажа.

Статья 278. Применение права в случае общей аварии

Отношения, связанные с общей аварией, регулируются законодательством государства, в порту которого судно закончило рейс после события, повлекшего общую аварию, если иное не установлено соглашением сторон.

Если все лица, интересы которых затрагивает общая авария, относятся к Украине, применяется законодательство Украины.

Порядок распределения общей аварии, если она распределяется в Украине, регулируется правилами настоящего Кодекса.

Статья 279. Убытки, относящиеся к общей аварии

К общей аварии в случае признаков, указанных в статье 277 настоящего Кодекса, в частности, относятся:
1) убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или принадлежностей судна, а также убытки от повреждения судна или груза при принятии мер общего спасания, в частности вследствие проникновения воды в трюмы через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
2) убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от осуществленного с этой целью затопления судна, что загорелось;
3) убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель и снятием такого судна с мели;
4) убытки от повреждения двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на мели, причиненные попыткой снять судно с мели;
5) чрезвычайные расходы, связанные с перегрузкой груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, с наймом лихтеров и с обратной загрузкой на судно, сделанные в случае посадки судна на мель;
6) убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные перемещением их на судне, выгрузкой с судна, обратной загрузкой и укладкой, а также во время хранения в тех случаях, когда сами расходы на выполнение этих операций признаются общей аварией;
7) расходы, произведенные с целью получения помощи как по договором о спасании, так и без него, в той мере, в которой спасательные операции осуществлялись с целью предотвращения опасности для судна, фрахта и груза;
8) убытки от загрязнения окружающей природной среды, которое возникло вследствие общей аварии;
9) потеря фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии, при этом из фрахта исключаются расходы, которые были бы сделаны перевозчиком груза для его получения, но вследствие пожертвования сделаны не были.

Статья 280. Расходы, приравненные к общей аварии

К общей аварии относятся или приравниваются:
1) расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место хранилища или возвращением в порт отправления вследствие несчастного случае или любого другого чрезвычайного обстоятельства, что повлекло необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности;
2) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или его частью с места хранилища или из порта отправления, куда оно было вынуждено вернуться;
3) расходы, связанные с перемещением груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления, захода или месте хранилища, произведенные ради общей безопасности или для получения возможности починить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти починку были необходимы для безопасного продолжения рейса;
4) расходы на хранение, включая обоснованное страхования, на обратном загрузки и укладки груза, топлива или предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах, указанных в пункте 3 настоящей статьи; но если судно признано непригодным к плаванию, если оно не продлило своего первоначального рейса, расходы на хранение принимаются на общую аварию в даты признания судна непригодным к плаванию или отказа от рейса или до даты окончания выгрузки груза, если судно будет признано непригодным к плаванию или отказалось от рейса до такой даты;
5) расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, сделанные в связи с продолжением данного рейса в результате захода судна в место убежища или возвращение его в порт отправления при обстоятельствах, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи; однако если судно признано непригодным к плаванию или если оно не продлило первоначального рейса, такие расходы принимаются на общую аварию до даты признания судна непригодным к плаванию или отказа от рейса или до даты завершения выгрузки груза, если судно было признано непригодным к плаванию или отказалось от рейса до такой даты;
6) расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, возникшие во время задержки судна в интересах общей безопасности в любом месте вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, для ремонта повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт повреждений является необходимым для безопасного продолжения рейса. Расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие во время задержки, возмещаются в порядке распределения общей аварии, за исключением расходов, возникших из-за ремонт, который не принимается на общую аварию;
7) предусмотренные в пунктах 1-6 настоящей статьи расходы, вызванные необходимостью перехода судна из места убежища в другое место через невозможность осуществить ремонт в первом месте хранилища, а также расходы на такой переход, включая временный ремонт и буксировка;
8) стоимость временного ремонта судна, произведенного с целью общей безопасности в порту отправления, захода или в месте хранилища, а также стоимость временного ремонта повреждений, принимаются на общую аварию; однако стоимость временного устранение случайных повреждений, необходимых только для завершения данного рейса, возмещается лишь в пределах тех відвернутих расходов, что были бы отнесены к общей аварии, если бы это не было устранения выполнено;
9) все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других расходов, были бы отнесены к общей аварии; однако они возмещаются только в пределах відвернутих расходов независимо от экономии, полученной любым из участников общей аварии в результате таких заменяющих расходов.

Статья 281. Распределение общей аварии

Общая авария распределяется в порядке, определенном статьей 277 настоящего Кодекса, и в том случае, когда опасность, что вызвала чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине лица, которое имеет имущественный интерес в отношении судна, фрахта или груза. Однако такое распределение не лишает остальных участников общей аварии права на взыскание с ответственного лица понесенных убытков, так равно как и не лишает это лицо возможных средств защиты.

Статья 282. Груз не указан или указан неправильно

Убытки от повреждения или гибели грузов, загруженных на судно без ведома судовладельца или его агентов, а также от повреждения и гибели грузов, которые намеренно были сданы для перевозке, под неправильным наименованием, не распределяются в порядке, указанном в статье 277 настоящего Кодекса. Однако если эти грузы были спасены, их владельцы обязаны участвовать на общих основаниях в вкладам, связанных с общей аварией.
Владельцы грузов, стоимость которых в момент сдачи для перевозка была указана ниже их действительной стоимости, участвуют участие в вкладам, связанных с общей аварией, в соответствии с действительной стоимости грузов, но получают возмещение убытков лишь в соответствии с их указанной стоимости.

Статья 283. Убытки от повреждения судна

Убытки, подлежащие возмещению в порядке распределения общей аварии, от повреждения судна, его машин и обустройство определяются:
1) в случае ремонта или замены частей судна - действительной стоимостью ремонта или замены;
2) в других случаях - уменьшением стоимости, вызванным повреждением, не превышают оценку стоимости ремонта.

В тех случаях, когда старые материалы или части заменяются новыми на судне, возраст которого превышает пятнадцать лет, из стоимости ремонта принимается на общую аварию, делаются скидки "за новое вместо старого" в размере одной трети.
В случае действительной или полной конструктивной гибели судна сумма, что подлежит возмещению, связанном с общей аварией, состоит из разницы между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии с отчислением от нее оценочной стоимости ремонта повреждений, которые не относятся на общую аварию, и стоимостью судна в поврежденном состоянии, которая может быть определена чистой выручкой от продажи, если судно продано.

Статья 284. Определение стоимости пожертвованного груза

Убытки от повреждения или потери пожертвованного груза, возмещаются в порядке распределения общей аварии, определяются в соответствии со стоимостью на момент выгрузки, которая определяется по счету, выставленному получателю груза, а в случае отсутствии счета - за его відвантажувальною стоимостью. Стоимость на момент разгрузки включает стоимость страхования и фрахта, кроме тех случаев, когда фрахт находится на риске других интересов, чем груз.

В случае продажи поврежденного груза убытки, возмещаются, определяются разницей между его стоимостью в неповрежденном состоянии, определяемой в соответствии с частью первой настоящей статьи, и чистой выручкой от его продажи.

Статья 285. Возмещение убытков

На сумму расходов, возмещаемых по общей аварии (кроме заработной плате и содержанию экипажа, а также стоимости топлива и предметов снабжения, не замененных во время рейса), начисляются два процента на пользу стороны, которая осуществила эти расходы.

Статья 286. Исчисления размера возмещения

На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии, насчитывается 7 процентов годовых с момента, когда эти расходы были проведены, до окончания сборки диспаші. Однако если в порядке возмещения расходов, связанных с общей аварией, и убытков были сделаны любые выплаты к окончания сборки диспаші, проценты на уплаченные суммы начисляются по день их уплаты.

Статья 287. Определение общей стоимости имущества

Контрибуційні взносы, связанные с общей аварией, отчисляются из действительной чистой стоимости имущества на момент окончания рейса, за исключением взносов за груз, отчисляются из стоимости груза на момент выгрузки, которая определяется по счету, выставленному получателю груза, а в случае отсутствия счета - с отгрузочной стоимости. Стоимость груза включает стоимость страхование и фрахт, кроме случаев, когда фрахт находится на риска других интересов, чем груз, за вычетом из нее стоимости утраты или повреждения, нанесенного груза до момента разгрузка включительно.

Стоимость судна определяется без учета положительного или негативного эффекта бербоут - или тайм-чартера.

До сих стоимости прибавляется сумма, возмещаемая по общей аварией за пожертвование имущества, если только эта сумма уже не включена. При этом из суммы фрахта или проездной платы, находятся на риске судовладельца, исключается заработная плата и расходы на содержание экипажа, которые не пришлось бы платить, если бы судно и груз вполне погибли при обстоятельствах, вызвавших общую аварию, и которые не были отнесены к общей аварии.

Кроме того, из стоимости имущества исключаются все дополнительные расходы, произведенные в отношении этого имущества по общей аварии, за исключением тех расходов, которые относятся к общей аварии.

Груз и имущество пассажиров, на которое коносамент не было выдано, не участвуют во взносах, связанных с общей аварией.

Статья 288. Диспашери

Наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется по заявлению заинтересованных лиц диспашерами.

Статья 289. Бремя доказывания

Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки или расходы действительно должны быть признаны общей аварией.

Все материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть доступным для осмотра, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдать им удостоверенные копии этих материалов.

Статья 290. Сбор за составление диспаши

За составление диспаші взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии. Размер и порядок взимания сбора устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование государственной политики экономического развития.
{ Изменения в статьи 290 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Статья 291. Оспаривание диспаши

Заинтересованные лица могут оспорить диспашу в судебном порядке в течение шести месяцев со дня получения диспаші с обязательным извещением об этом диспашера путем направления ему копии искового заявления.

Статья 292. Выполнение диспаши

Если диспаша не оспорена в сроки, предусмотренные статьей 291 настоящего Кодекса, или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть сделано на основании исполнительной надписи нотариуса. Для совершения исполнительной надписи нотариуса должны быть предъявлены диспаша и справка диспашера о том, что диспаша не отменена и не изменена судом.
{ 292 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2435-VI от 06.07.2010 }

Статья 293. Применение обычаев

В процессе определения вида аварии, исчисления размеров общей аварии и составление диспаші диспашер в случае неполноты закона руководствуется международными обычаями торгового мореплавания.

ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНАЯ (НЕОБЩАЯ) АВАРИЯ

   
Статья 294. Понятие отдельной (необщей) аварии

Убытки, которые не подпадают под действие статей 277, 279, 280 этого Кодекса, признаются отдельной (необщей) аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение.


Статья 295. Убытки, которые не признаются общей аварией

Не признаются общей аварией даже в случае наличия признаков, отмеченных в статье 277 этого Кодекса:
1) стоимость выброшенного за борт груза, который самовозгорелся, и груза, который перевозился на судне не в соответствии с правилами и обычаями торговой мореходности;
2) убытки, причиненные (любым образом) во время тушения пожара на борту судна, в результате действия дыма или нагревания;
3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, снесенных или утерянных в результате несчастного случая до проведения пожертвований с целью спасения от общей опасности;
4) расходы, связанные с перемещением или выгрузкой груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления или захода или в месте убежища, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или захода при условии, что в течение рейса не случилось никакого несчастного случая или другого чрезвычайного события, связанного с таким повреждением, а также когда такие расходы были проведены исключительно с целью переукладки груза из-за смещения в процессе рейса, если только такая переукладка не является необходимой ради общей безопасности;
5) расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, сделанные за период ремонта повреждения судна, даже если ремонт является необходимым для безопасного продолжения рейса в случаях, когда повреждение судна обнаружено в порту отправления или захода, при условии, что в течение рейса не случилось никакого несчастного случая, связанного с таким повреждением;
6) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом в результате увеличения длительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и тому подобное).

ГЛАВА 3. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ

Статья 296. Применение права в случае столкновения судов

Отношения, связанные с возмещением убытков от столкновения судов во внутренних водах или территориальном море, регулируются законодательством государства, где произошло столкновение.

Если столкновение произошло в открытом море и спор в связи со столкновением рассматривается в Украине, применяются правила статей 297-304 этого Кодекса.

Если все суда, которые столкнулись, плавают под одним флагом и не задевают интересы третьей стороны, применяется законодательство государства флага этих судов независимо от того, где случилось столкновение.


Статья 297. Сфера применения возмещения убытков от столкновения судов

Правила этой главы применяются в случае столкновения в морских или других водах морских судов, а также морских судов и судов внутреннего плавания.

Для целей этой главы к столкновению судов приравниваются случаи, когда убытки причинены одним судном другому или лицам, грузу или другому имуществу, которое находятся на судне, выполнением или невыполнением маневра или несоблюдением правил судоходства даже если при этом не случилось физического столкновения судов. Никакое положение этой главы не влияет на ответственность любого лица, которое вытекает из любого договора, а также на право личности ограничить ответственность согласно правилам этого Кодекса.


Статья 298. Последствия столкновения в случае отсутствия вины

Если столкновение произошло случайно или в результате непреодолимой силы, а также если невозможно установить причины столкновения, то убытки несет тот, кто их потерпел.

Это положение применяется и в том случае, если суда или одно из них находились в момент столкновения на якоре или были закреплены иным способом.


Статья 299. Столкновение по вине одного судна

Если столкновение вызвано неправильными действиями или упущениями одного из судов, убытки возмещаются той стороной, по вине которой произошло столкновение.


Статья 300. Столкновение по вине всех судов, которые столкнулись

Если столкновение вызвано виной всех судов, которые столкнулись, то ответственность каждой из сторон определяется в соответствии со степенью вины. В случае невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну.


Статья 301. Вина судна в столкновении

Ни одно из судов, которые столкнулись, не считается виновным, пока не будет доказана его вина.


Статья 302. Солидарная ответственность

В случаях, отмеченных в статье 300 этого Кодекса, судовладельцы отвечают солидарно перед третьими лицами за убытки, которые возникли в результате смерти или повреждения здоровья людей, причем судовладелец, который оплатил сумму большую, чем ему принадлежит, имеет право обратного требования к другим судовладельцам.

Все другие причиненные в этих случаях третьим лицам убытки возмещаются в соответствии со статьей 300 данного Кодекса, но без солидарной ответственности.


Статья 303. Столкновение по вине лоцмана

Ответственность, установленная
Статьями 299, 300, 302 этого Кодекса, наступает и в том случае, когда столкновение произошло по вине лоцмана или службы регулирования движения судов.

ГЛАВА 4. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 304. Ответственность владельца судна загрязнения

Владелец судна отвечает за ущерб от загрязнения, причиненный в результате утечки с его судна или сброса с него нефти или других веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря (далее - загрязняющие вещества), за исключением случаев, предусмотренных статьей 306 настоящего Кодекса.

Ущерб от загрязнения - это вред, причиненный вне судна загрязняющими веществами морской среде, побережью или любым другим объектам (судам, рибопромисловим орудием т.д.). Она включает также стоимость разумных мер, предпринятых любым лицом после происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс загрязняющих веществ, для предотвращения или уменьшения ущерба от загрязнения, а также убытки, причиненные вследствие принятия таких мероприятий.

Статья 305. Освобождение от ответственности

Собственник судна не отвечает за ущерб от загрязнения, если докажет, что эта жаль случилась вследствие:
1) действия непреодолимых сил;
2) военных действий, враждебных действий или народных волнений;
3) поведения третьих лиц, которые действовали с намерением причинить вред;
4) неисправности огней и других навигационных средств, произошла вследствие небрежности или других неправомерных действий властей, которые отвечают за поддержание этих средств в порядке;
5) аварийного сброса хозяйственно-фекальных вод или мусора в результате непринятия их портом в установленный срок после своевременного представления судном соответствующего заявления;
6) представление отправителем недостоверной информации о опасный груз.
{ 305 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2189-VI от 13.05.2010 }

Статья 306. Загрязнение вследствие умысла или небрежности потерпевшего

Если собственник судна докажет, что ущерб от загрязнения моря возник полностью или частично вследствие умысла или небрежности потерпевшего, то в зависимости от степени вины потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении ему вреда должно быть отказано.

Статья 307. Загрязнение несколькими судами

Когда ущерб от загрязнения вызвана утечкой или сбросом загрязняющих веществ из нескольких судов, владельцы этих судов вместе отвечают за весь ущерб, если невозможно определить ответственность каждого судовладельца отдельно.

Статья 308. Ограничение ответственности

Ответственность владельца судна вместимостью не более 5000 единиц за ущерб от загрязнения в результате утечки или сброса загрязняющих веществ с его судна ограничивается относительно одного события или нескольких событий, вызванных одной и той же причиной, общей суммой три миллиона расчетных единиц, а для судна, вместимость которого превышает указанную выше, добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую единицу вместимости.

Под вместимостью судна в этой статье подразумевается чистая емкость с добавлением к ней объема машинного отделения. Если вместимость судна невозможно определить по привычным правилам обмера, то вместимость судна считается тождественным сорока процентам выраженной в тоннах веса нефти и других веществ, которые судно может перевозить.

Статья 309. Обеспечение ответственности собственника судна

Собственник судна, перевозящего наливом в качестве груза более 2000 тонн нефти, должен застраховать или иным способом обеспечить (путем получения банковской или другой гарантии) свою ответственность за вред, причиненный от загрязнения.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения нефтью может быть совершена непосредственно страховщику или другому лицу, которое предоставило обеспечение ответственности собственника судна. Лицо, которому подано такой иск, вправе в соответствии со статьей 308 настоящего Кодекса ограничить свою ответственность, если ответственность владельца в соответствии со статьей 350 настоящего Кодекса не может быть ограничена. Ответчик по такому иску вправе выдвигать против требований потерпевшего возражения, на которые мог бы сослаться сам владелец судна, кроме ссылок на неплатежеспособность собственника судна или ликвидации его предприятия. Ответчик освобождается от ответственности, если докажет, что вред от загрязнения нефтью является результатом умышленной вине самого владельца судна. По требованию ответчика владелец судна должен быть привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Статья 310. Свидетельство об обеспечении ответственности

Судно, перевозящего наливом в качестве груза более 2000 тонн нефти, должно иметь соответствующее действительное свидетельство, которое удостоверяет, что ответственность собственника судна за причиненный ущерб от загрязнения нефтью обеспечена в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса. Условия и порядок выдачи, проверки и признания этого свидетельства устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта, в соответствии с статьи 3 настоящего Кодекса.
{ Изменения в статьи 310 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Статья 311. Исключения и ограничения ответственности

К ответственности за причиненный ущерб от загрязнения, предусмотренной в настоящей главе, соответственно применяются статьи 350, 354, 355, 356, 357 настоящего Кодекса.

Статья 312. Понятие нефти

Под нефтью в Статьях 309 и 310 настоящего Кодекса подразумевается любая нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и масла, а также китовый и рыбий жир.

ГЛАВА 5. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЯДЕРНОГО УЩЕРБА

Статья 313. Понятие ядерного ущерба

Оператор ядерного судна отвечает за ядерный ущерб, причиненный вследствие ядерного инцидента с ядерным судном, кроме случаев, указанных в части первой статьи 316 настоящего Кодекса.

Ядерная жаль означает вред, причиненный лицу или имуществу радиоактивными свойствами или сочетанием радиоактивных свойств с токсичными, взрывными и другими опасными свойствами ядерного топлива, радиоактивных продуктов ядерного судна или их отходов, а также расходы, произведенные с целью предотвращения ущерба либо уменьшения ее размера.

Если рядом с ядерной причинен иной вред, который не может быть отделена от ядерного, то вся причинен вред признается ядерной.

Ядерным ущербом не является вред, причиненный самом ядерном судну, его оборудованию, топливу и запасам продовольствия.

Ядерным инцидентом признается событие или ряд событий, которые обусловлены одной и той же причиной и причинили ущерб, подпадающий под признаки, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи.

Статья 314. Применение права в случае ядерного ущерба

Правила настоящей главы применяются в случае причинения ядерного вреда судном, оборудованным ядерной установкой (далее - ядерное судно), на территории Украины, включая территориальное море, а также в случае причинение ядерным судном, которое плавает под Государственным флагом Украины, ядерного ущерба в исключительной морской экономической зоне.

Статья 315. Ответственность оператора ядерного судна

Кроме случаев, предусмотренных в статье 320 настоящего Кодекса, ответственность за причинение ядерного вреда несет исключительно оператор ядерного судна.

Оператором ядерного судна является юридическое или физическое лицо, уполномоченное государством, под флагом которого плавает судно, эксплуатировать ядерное судно, или государство, которое непосредственно эксплуатирует такое судно.

Статья 316. Освобождение от ответственности

Оператор ядерного судна обязан возместить ядерный вред, если не докажет, что вред возник вследствие военных действий, враждебных действий или народных волнений, непреодолимых сил природы.

Если оператор докажет, что ядерный ущерб в целом или частично возник вследствие умысла потерпевшего, оператор освобождается полностью или частично от ответственности перед таким пострадавшим.

Статья 317. Убывающая требование

Оператор ядерного судна, возместивший вред, вправе заявить о регрессное требование:
1) лицу, умышленно причинившему вред;
2) лицу, которое осуществляла операцию по поднятию затонувшего ядерного судна без согласия оператора или государства, под флагом которой плавало судно, если ущерб является следствием виновных действий такого лица.
Регрессный иск может быть заявлен также лицу, взявшему на себя обязанность возместить ядерный ущерб по ее договору с оператором ядерного судна. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, убывающая требование может быть предъявлено также лицом, которое возместило ядерную ущерб потерпевшим в соответствии со статьей 323 настоящего Кодекса.

Статья 318. Ограничение ответственности

Ответственность оператора ядерного судна за ядерный ущерб, причиненный вследствие одного ядерного инцидента с данным судном, ограничивается суммой 99,75 миллиона расчетных единиц, включая судебные расходы.

Если в результате ядерного инцидента заявляются требования о возмещение вреда, причиненного как лицу, так и имуществу, с суммы, установленной в части первой настоящей статьи, одна часть суммы в размере 69,825 миллиона расчетных единиц назначается исключительно для оплаты требований о возмещении вреда, причиненного лицу, а остальная часть суммы в размере 29,925 миллиона расчетных единиц предназначается для оплаты требований о возмещении вреда, причиненного имуществу. Если первой части суммы окажется недостаточно для оплаты требований о возмещении вреда, причиненного лицу, невыплаченный остаток таких требований подлежит пропорциональной уплате с второй части суммы наравне с требованиями о возмещении вреда, причиненного имуществу.

Суммы, предназначенные для оплаты требований, распределяются между истцами пропорционально доказанным размерам их требований.

Статья 319. Солидарная ответственность

Несколько операторов ядерных судов, совместно причинившие ядерный вред, отвечают солидарно. Однако ответственность оператора ядерного судна, против которого совершено иск о возмещение ядерного ущерба в полном объеме, не может превышать предела, установленного в части первой статьи 318 настоящего Кодекса.

Оператор ядерного судна, возместивший ущерб в соответствии с части первой настоящей статьи, имеет право получить от других операторов ядерных судов возмещения пропорционально размеру причиненного каждым из них вреда, а если это невозможно установить, то равными долями.

Статья 320. Ответственность владельца ядерного судна

При нанесении ядерного ущерба ядерным судном, на эксплуатацию которого на момент ядерного инцидента не было выдано разрешения государством, под флагом которого плавало судно, ответственность возлагается на владельца ядерного судна. В этом случае ограничения ответственности оператора ядерного судна на основании статьи 318 настоящего Кодекса не применяется.

Статья 321. Социальные гарантии

Если в результате ядерного инцидента причинен вред лицу работника оператора в связи с выполнением им своих трудовых (служебных) обязанностей, ответственность согласно положениям настоящей статьи несет оператор ядерного судна. Он обязан также платить за пострадавшего страховые взносы. Выплата возмещения лицу, получающему пособие или пенсию по специальным страхованием, производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

Статья 322. Свидетельство об обеспечении ответственности оператора

Ядерное судно должно иметь соответствующее действительное свидетельство, которое подтверждает, что ответственность оператора ядерного судна в случае ядерного вреда обеспечена в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. Условия и порядок выдачи, проверки и признания этого свидетельства устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере транспорта, на основании статьи 3 настоящего Кодекса.
{ Изменения в статьи 322 см. в Законе N 5502-VI от 20.11.2012 }

Статья 323. Иск о возмещении ядерного ущерба

Иск о возмещении ядерного ущерба может быть совершен непосредственно к страховщику или другого лица, предоставившего финансовое обеспечение оператору ядерного судна.

При совершении иска о возмещении ядерного ущерба оператора ядерного судна страховщик или иное лицо, предоставившее финансовое обеспечение оператору, имеет право принять участие в судебном процессе.

Статья 324. Фонд обеспечения ограниченной ответственности

В тех случаях, когда размер причиненного ядерного ущерба превышает предел ответственности оператора ядерного судна, установленную частью первой статьи 318 настоящего Кодекса, по требованию оператора ядерного судна, истца или органа, который выдал разрешение на эксплуатацию ядерного судна, при рассмотрении дела в судебном порядке создается фонд для обеспечения ограниченной ответственности в размере этой границы путем внесения оператором суда денежных сумм (депозита) или предоставления иного обеспечения, признается судом приемлемым и достаточным.

Статья 325. Пределы ответственности судовладельца

К ответственности оператора ядерного судна за ядерный ущерб, предусмотренная в этой главе, применяются часть вторая статьи 352, а также статьи 354 и 357 настоящего Кодекса.

ГЛАВА 6. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА СПАСАНИЕ НА МОРЕ

Статья 326. Сфера применения правил о вознаграждения за спасание на море

Правила настоящей главы применяются в случае спасения морских судов, находящихся в опасности, а также в случае спасания морскими судами судов внутреннего плавания или любых других плавающих объектов или таких, которые буксируются, независимо от того, в каких водах имело место спасание, в том случае, когда рассмотрение спора по вопросам спасения происходит в Украине.

Правила настоящей главы не применяются в отношении закрепленных или плавающих платформ, прибрежных буровых установок, когда такие платформы или установки находятся на месте работы, связанной с исследованием, эксплуатацией или разработкой минеральных ресурсов морского дна.

Статья 327. Применение права в случае спасания

Если судно, которое спасало, и спасенное судно плавают под флагом одного государства, применяется законодательство этой государства.

При распределении вознаграждения за спасание между владельцем и экипажем судна, которое спасало, а также между членами экипажа применяется законодательство государства, под флагом которого плавало судно.

Статья 328. Право на вознаграждение

Любое из полезным результатом действие по спасанию судна, натолкнулось на опасность, грузов и других предметов, находящиеся на нем, а также по сохранению фрахта и платы за перевозки пассажиров и багажа или другого имущества, так же как и окружающей природной среды дает право на получение определенной вознаграждения.

Статья 329. Запрет спасения

Услуги, предоставленные несмотря на ясную и разумную запрет владельца или капитана по спасанию судна или любого другого имущества, которое не находится и не находилось на борту судна и натолкнулось на опасность, не дают права на вознаграждение.

Статья 330. Спасения людей

От спасенных людей не требуется никакого вознаграждения. Спаситель людей, который принял участие в оказании услуг в связи с аварией, которая обусловила необходимость спасания, имеет право на справедливую долю в принадлежащей спасителю сумме за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей природной среде.

Статья 331. Спасание судна того же судовладельца

Вознаграждение выплачивается и в том случае, когда судно, предоставило услуги по спасанию, принадлежит владельцу спасенного судна.

Статья 332. Размер вознаграждения

Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - судом, хозяйственным судом или Морской арбитражной комиссией. Любое соглашение о спасании, что была заключенное в момент и под влиянием опасности, может быть по требованию одной из сторон признано недействительным или изменено в судебном порядке, если будет признано, что условия соглашения являются несправедливыми.
Размер вознаграждения может быть уменьшен или в вознаграждении может быть отказано, если спасатель по своей вине вызвал необходимость спасения или совершил кражу, присвоил имущество или совершил иные противоправные действия.

Статья 333. Критерии установления вознаграждения

Вознаграждение устанавливается в целях поощрения спасательных операций с учетом следующих критериев (независимо от порядка, в котором они изложены):
1) спасенная стоимость судна и другого имущества;
2) мастерство и усилия спасителя в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
3) степень успеха, достигнутого спасителем;
4) характер и степень опасности;
5) мастерство и усилия спасителя в спасании судна, другого имущества, людей;
6) затраченное спасителем время, понесенные им расходы и убытки;
7) риск ответственности и другой риск, на которые натыкался спаситель или его оборудования;
8) быстрота оказания услуг;
9) наличие и использование судов или другого оборудования, предназначенных для спасательных операций;
10) состояние готовности и эффективность оборудования спасателя и его стоимость.
Установлено вознаграждение выплачивается всеми лицами, заинтересованными в судне и другом имуществе, пропорционально их соответствующей спасенной стоимости. В случае выплаты вознаграждения одной из этих лиц она имеет право регресса к другим заинтересованных лиц в размере их соответствующих долей.

Статья 334. Максимальный размер вознаграждения

Вознаграждение, за исключением любых процентов и возмещаемых судебных или арбитражных расходов, которые могут подлежать уплате в связи с этим, не может превышать спасенной стоимости судна и другого имущества.

Статья 335. Распределение вознаграждения между спасателями

Распределение вознаграждения между спасателями производится по их соглашению, а при отсутствии соглашения - в судебном порядке на основании критериев, указанных в статье 333 настоящего Кодекса.

Статья 336. Распределение вознаграждения между судовладельцем, членами экипажа и другими лицами

Распределение вознаграждения между судовладельцем, членами экипажа и другими лицами, принимавшими участие в спасательной операции, производится с учетом личного вклада каждого в достижение положительных результатов спасания по взаимному соглашению заинтересованных сторон, а при отсутствии соглашения - согласно решению суда, хозяйственного суда или Морской арбитражной комиссии Украины.

Правила части первой настоящей статьи не применяются к распределения вознаграждения за осуществление спасательной операции судами, для которых такие операции являются профессиональной деятельностью.

Статья 337. Валюта вознаграждения

Выплата вознаграждения за спасание осуществляется в той валюте, в которой она получена.

Статья 338. Специальная компенсация

Если спасатель осуществил спасательные операции в отношении судна, само по себе или его груз представляло угрозу причинения вреда окружающей природной среде, и не получил при этом права на вознаграждение, то он имеет право на получение от владельца этого судна специальной компенсации, эквивалентной его расходам, которая может быть увеличена максимально на 30 процентов понесенных спасателем расходов.

Однако если суд, хозяйственный суд или Морская арбитражная комиссия, учтя соответствующие критерии, указанные в статье 333 настоящего Кодекса, будет считать справедливым и разумным увеличить в дальнейшем такую специальную компенсацию, то это увеличение не может превышать 100 процентов понесенных спасателем расходов.

Статья 339. Грузы, принадлежащие государству

Без согласия государства-собственника ни одно из положений настоящей главы не может быть использовано как основание для изъятия, ареста или задержания некоммерческих грузов, что является собственностью государства и имеют во время проведения спасательных операций суверенный иммунитет согласно с общепризнанными принципами международного права.

Статья 340. Обязанность предоставить обеспечение

По просьбе спасателя лицо, ответственное за выплату спасательной вознаграждения, обязано предоставить обеспечение требования, включая проценты и судебные или арбитражные расходы спасителя.

Владелец спасенного судна должен использовать все возможности для гарантии того, чтобы владельцы груза к тому времени, как он будет выдано, предоставили достаточное обеспечение требования к ним, включая проценты и судебные или арбитражные расходы спасителя.

Без согласия спасателя спасенное судно и другое имущество не может быть перемещены из порта или места, куда это имущество сперва доставлено после окончания спасательных операций, до того времени, пока не будет предоставлено надлежащее обеспечение требования спасателя к соответствующему судна или имущества.

ГЛАВА 7. МОРСКИЕ ПРОТЕСТЫ

Статья 341. Заявление о морском протесте

Если в период плавания или стоянки судна имело место событие, которое может быть поводом для предъявления судовладельцу имущественных требований, капитан с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельцев делает в установленном порядке заявление о морском протесте.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств события и мероприятий, употребленных капитаном для обеспечения целости доверенного ему имущества.


Статья 342. Органы, которым делается заявление

Морской протест заявляется:
в порту Украины - нотариусу или другому должностному лицу, на которого законодательством Украины положено осуществление нотариальных действий;
в иностранном порту - консулу Украины или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.


Статья 343. Срок для заявления

В порту Украины заявление о морском протесте делается в течение двадцати четырех часов с момента оформления прихода судна в порт. Если событие, которое предопределяет необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четыре часов с момента события.


Статья 344. Заявление протеста с опозданием

Если окажется невозможным заявить протест в установленный срок, причины этого должны быть отмеченные в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований допускать, что событие, которое произошло, причинило ущерб грузу, который находится на судне, заявление о морском протесте должно быть сделанная до открытия люков.

Выгрузка груза до заявления морского протеста может быть начато лишь в случае крайней необходимости.

Статья 345. Доказательства

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением, в срок не больше семи дней с момента прибытия в порт или с момента события, если она имела место в порту, обязан подать нотариусу или другому должностному лицу (Статья 342 этого Кодекса) на обзор судовой журнал и заверенный капитаном выписки из судового журнала.


Статья 346. Акт о морском протесте

Нотариус или другое должностное лицо (Статья 342 этого Кодекса) на основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана, а в случае потребности - других свидетелей из состава судового экипажа составляет акт о морском протесте и удостоверяет его своей подписью и гербовой печатью.


Статья 347. Составление акта о морском протесте иностранными консулами

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составления в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в Украине на условиях взаимности.

   
 
 
 
Модели кораблей купить, масштабные модели судов
Energosector.com - Альтернативная энергетика
 
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
   

Powered by Fairway Solutions 2007-2018.

MIDSHIPS.ru - МОРСКОЙ КАТАЛОГ-СПРАВОЧНИК. Все права защищены. При перепечатке материалов активная ссылка на каталог обязательна.